Культура и искусство

Мой курай — увлечение и судьба

Уфимец Миннулла Рахмангулович Биккулов - профессиональный геолог-буровик. Многие годы он проработал в «Башкиргеологии», в данный момент работает машинистом буровых установок в системе «Башнефтегеофизика», часто выезжает на работу в суровый сибирский край. Но куда бы ни поехал Миннулла Биккулов – на буровую, просто по делам или навестить родственников в башкирском селе, он повсюду берёт с собой курай – башкирский национальный инструмент, любовь к которому пронёс через всё своё детство и юность. Он родился в селе Старо-Сибай Баймакского района. Мало кто знает, что Миннулла Рахмангулович является внуком знаменитого башкирского кураиста, талантливого музыканта из народа, общественного деятеля Юмабая Исянбаева. В интервью нашей газете он размышляет о народной музыке, курае – своём любимом музыкальном инструменте, делится воспоминаниями и размышлениями.

Я с детства полюбил эти волшебные звуки

- Миннулла Рахмангулович, когда Вы впервые услышали звуки курая – башкирского национального инструмента, народные песни? Ваши впечатления?

- Это было во времена моего детства. Я воспринял звуки курая как волшебную, привлекательную музыку и сразу полюбил её. Наверное, любовь к народной музыке передалась мне от матери, являющейся дочерью знаменитого башкирского музыканта, кураиста Юмабая Исянбаева - основоположника профессионального исполнительского искусства игры на курае, одного из первых башкирских музыкантов, представившего национальную музыку и культуру на европейской сцене. Моя мама умеет очень красиво петь, я с удовольствием слушал в её исполнении песни нашего народа. Я тоже любил петь, уходил ранним утром пасти скот и в поле, вдалеке от всех, разучивал песни, услышанные от матери, пытаясь подражать её красивому голосу и манере исполнения. Мне было тогда лет 5-6. Этими первыми моими песнями были «Салимакай», «Залифакай». Однажды, увлёкшись пением, я внезапно услышал хлопки, похожие на аплодисменты. Оказалось, что мама потихоньку наблюдала за мной, ей очень понравились старания сына. Она и в дальнейшем учила меня пению. Отец тоже очень любил музыку, был хорошим гармонистом, замечательно играл на скрипке, а вот курай ему освоить, к сожалению, не удавалось. В дальнейшем я получил музыкальное образование по классу баяна, участвовал в самодеятельности, занимался лыжным спортом. Всегда гордился тем, что являюсь внуком самого Юмабая Исянбаева. Когда учился в третьем классе, занял первое место в республиканском конкурсе художественной самодеятельности, я тогда исполнял старинный башкирский народный танец «Перовский».

- Было ли у Вас в юности желание посвятить себя музыке, искусству и как Вы, творческий человек, пришли к своей нынешней профессии?

- Да, конечно. Очень хотелось заниматься музыкальным творчеством. После окончания школы пробовал поступить в Учалинское музыкальное училище, но не прошёл по конкурсу. Время тогда было непростое, нужно было зарабатывать деньги, и я устроился на работу в геологоразведку. Сначала работал грузчиком, потом меня перевели в помощники бурильщика. Когда исполнилось 18 лет, пошёл служить в армию, потом вернулся на прежнюю работу. Выучился на буровика, стал машинистом буровых установок. По этой профессии я работаю до сих пор, люблю её. Скажу так: профессионал в любом деле обязан быть творческим человеком. А музыка, курай – остались увлечением для души. Я и сейчас в свободные минуты играю на этом народном инструменте, который помогает мне в минуты грусти и радости.

- А легко ли научиться играть на курае?

- Здесь, как и в каждом деле, нужна тренировка и практика. Сразу взять и начать играть – не получится. Как вокалисту требуется «поставить» голос, так и кураисту нужно много тренироваться. Возможно, сначала это будут звуки, далёкие от музыки, но при желании можно достичь определённого мастерства. Конечно же, необходим музыкальный слух, тогда и дело пойдёт быстрее. Курай в руках разных людей звучит по-разному. Во-первых, потому, что это растение и у каждого инструмента свои неповторимые особенности: нет двух идеально похожих друг на друга кураев. Во-вторых, многое зависит от того, что вкладывает исполнитель в свою мелодию. Курай – уникальный инструмент, он принципиально отличается от множества других инструментов. Я считаю, что игра на курае – это сочетание звуков, извлекаемых из стебля растения, и своеобразного пения исполнителя.

- На каком курае играете Вы?

- У меня много кураев, сам собираю растения, изготавливаю для себя инструмент. Начинаю заготовку с середины августа, немного экспериментирую: собирал зелёный курай, «спелый», поздний осенний. Это очень здорово – самому смастерить музыкальный инструмент и как бы дать ему жизнь, исполнить на нём мелодию. Свой первый курай я изготовил ещё в детстве. Это очень увлекательный и творческий процесс. Причём, каждый новый курай имеет своё неповторимое звучание. Самый лучший инструмент, по моему мнению, получается из спелого курая, собранного в сентябре до начала сезона дождей.

- Получается, что курай – основное Ваше хобби?

- Да, можно сказать и так, но это хобби не единственное. Я очень люблю рыбалку. Кстати, курай я всегда беру с собой на природу. Дома тоже часто играю. Всегда беру в руки курай после рабочей смены – это хороший отдых. Всех, кто освоил мастерство игры на курае, даже незнакомых людей, я считаю своими друзьями. Ещё я люблю рисовать: пейзажи, натюрморты. Любил рисовать мой отец, и сын тоже хорошо рисует.

- А играть на курае на публику пробовали?

- Да, доводилось выступать на сабантуях, наверное, получалось неплохо, но я скорее такой «домашний кураист» - играю больше для себя, для души.

Народная музыка тронула душу хазара

- На работе, дома, на рыбалке – курай всегда с Вами. В связи с этим такой вопрос: Вы работаете в Когалыме, там, в Сибири, много наших земляков, выходцев из Башкортостана и вообще людей разных национальностей, как они относятся к Вашему увлечению, творчеству?

- Расскажу Вам интересный случай. Как-то в Сургуте, на железнодорожном вокзале я ждал поезд. До прибытия оставалось около 3 часов. Мои товарищи по работе попросили сыграть на курае. Я начал играть, звуки буквально разнеслись по всему зданию вокзала, такое впечатление, будто бы играю в большом зале. Я так увлёкся игрой, что не заметил, как подошли двое охранников, спросили, на чём я играю. Я ответил, что это курай – народный башкирский инструмент. Они попросили сыграть ещё, я продолжил потихоньку играть – люди вокруг смотрели, слушали, кто-то записывал на камеру мобильного телефона. Когда закончил, то увидел мужчину примерно моего возраста, по лицу которого катились слёзы. «Продолжайте, не обращайте на меня внимания», - сказал он. Потом он присел ко мне и спросил: «это сыбызгы? (казахский духовой музыкальный инструмент – Ред.). Я ответил, что это башкирский курай. Мой собеседник признался, что его, хазара по национальности, до слёз тронула моя мелодия. Это значит, что наша культура и традиции близки, я даже скажу больше – хорошая музыка всегда интернациональна. Меня часто просят поиграть на курае коллеги по работе – по пути на буровую или после смены. Среди них – люди разных национальностей. Музыка повышает настроение, отгоняет печаль, согревает в сибирские морозы.

- Много Вы знаете мелодий, песен, народных и современных. Какая из них самая любимая?

- Я не считал количество песен, мелодий. Многие народные песни хорошо известны мне с детства. Могу исполнять и современные - всё зависит от настроения. А самая любимая песня – это та, которую исполняешь душой. Все песни, которые я исполняю – любимые.

- А у Вас не возникало желание обучить молодёжь мастерству?

- Конечно, передать какие-то навыки, основу, технику игры я мог бы, но поскольку не являюсь профессионалом, то это будут лишь знания на уровне любителя. Для профессионального кураиста важно знать ноты, музыкальную грамоту, обладать хорошими вокальными данными. Я повторю ещё раз, что для профессиональной игры на курае надо уметь хорошо петь. Бывает, что люди обращаются, просят показать, научить играть, самостоятельно изготовить курай. Надо заинтересовать ребёнка и если эти знания прорастут в его душе, они непременно дадут всходы. Хорошо, что в нашей республике продолжаются народные традиции и не замолкает мелодия курая.

Наш народ необычайно талантлив

- В 2020 году в Уфе пройдёт Всемирная Фольклориада. Какие виды своего искусства Вы бы смогли продемонстрировать, если бы вдруг приняли в ней участие?

- Могу играть на гармони, баяне, курае, петь и танцевать. А вообще замечательно, что к нам приедут гости со всего мира, это хорошая возможность обрести новых друзей, продемонстрировать им богатства нашей культуры, прикоснуться к их культурным достижениям. Я с удовольствием принял бы участие в этом мероприятии.

- Что Вы знаете о своём дедушке, Юмабае Исянбаеве? Кем он стал для Вас сегодня?

- Я мало кому рассказываю о своём деде, но часто вспоминаю о нём и горжусь им. Это был настоящий музыкант - самородок. Игре на курае его учили знаменитые кураисты - Хибатулла Кутушев, Габит Бараков. Уже в 17 лет мой дед исполнял на народном инструменте более 100 башкирских мелодий, а всего он знал их более 150. В 1920 году Юмабай Исянбаев вступил в партию, был председателем сельского совета, членом волостного исполнительного комитета. В 1925 году он ездил на гастроли в Москву, затем в Париж, где его восторженно приняла публика. Летом 1927 года Юмабай Исянбаев участвовал в культурной программе Первой Всемирной выставки музыки во Франкфурте на Майне, дал пять концертов в Берлине, ездил по городам Европы исполняя народные башкирские мелодии «Урал», «Буранбай», «Салимакай», «Журавлиная песнь». В 1929 году дед вернулся в родную деревню, участвовал в организации колхозов. Возглавил созданный им колхоз «Сарыкуль», затем работал ревизором в сельпо. В 1940 году по обвинению в связях с Заки Валиди дед был арестован, сидел в тюрьме в Омске, а в 1942 году был отправлен на фронт, воевал на Орловско-Курской дуге, погиб в 1943 году в боях под Воронежем. Лишь спустя десятилетия незаслуженно забытое имя Юмабая Исянбаева стало возвращаться в нашу культуру. С 1978 года Министерство культуры БАССР проводит конкурсы кураистов, кубызистов, домбристов и мастеров горлового пения на приз им.Ю.Исянбаева. В 1991 году на его родине, в Хайбуллинском районе, отметили 100-летний юбилей мастера, ему присвоили почётное звание «Народный артист Башкирской АССР». Кстати, в следующем, 2016 году, исполнится 125 лет со дня рождения моего деда.

- Интересуетесь ли Вы историей и культурой родного края?

- Я часто бываю в библиотеках, книжных магазинах, люблю читать. Как-то в одном из уфимских книжных магазинов листал книгу, посвящённую истории башкирского народа. Увидел там странный рисунок – изображение какого-то сорняка. На мой вопрос продавец ответила мне, что так выглядит курай. Меня удивило, что столь интересная книга содержит искажённый рисунок. Я же сам сделал не один курай, знаю как он выглядит. Видел потом много странных фотографий якобы курая на выставках. На этом простом примере скажу, что иногда небрежность к фактам, игнорирование исторических традиций подрывает веру в них. Наш народ очень талантлив, если заглянуть поглубже, каждый в душе – музыкант или поэт. Давайте бережно относиться к своей культуре и традициям и не позволять вводить себя в заблуждение.