Прежде, при Советском Союзе, говорили, что башкирский народ приобрёл театр благодаря Советской власти. Действительно, 4 декабря 1919 года Башкирское правительство театр взяло в свое ведение. Это был нынешний Башкирский академический драматический театр. В последующем были открыты и другие театры. Однако, в жизни башкир организованные театральные выступления были издревле, когда он появился сегодня никто не скажет. Речь идёт о свадебных ритуалах, празднике сабантуй, конных скачках, военных играх, обрядах «Ҡарғатуй» («Ҡарға бутҡаһы» или «Воронья каша»), «Ҡаҙ өмәһе» («Ощипывание гусей») и др., все они были театрализованными мероприятиями. Даже в настоящее время в некоторых странах имеются конные, майданные театры. Мне выпал случай увидеть конный театр французов. Наблюдал и вспоминал башкирские и казахские игры «Ҡыҙ ҡыуыу» («Догони девушку»). Такие театрализованные представления башкирами проводились не только как зрелище, полагаю, они были придуманы для духовного и физического воспитания будущего поколения, для подготовки патриотов своего народа. Даже своеобразно готовили артистов. Такое дело организованно осуществлялось, например, при свободных жилищах – обычай «Аулаҡ өй» («Вечерние посиделки»). Это я для себя открыл после изучения детских игр и соревнований, проводимых в прошлом при «Аулаҡ өй». Они ненавязчиво применяли для молодёжи те же методы, которые ныне используются при обучении на 1-2 курсах театрального факультета. В настоящее время для развития внимания студентов используем также различные игры, упражнения, пение, танцы.
В Россию театр входит в XVIII веке. Изначально он был самодеятельным, ставился в различных домах и, распространяясь, даже становился придворным царским театром. От такой новизны и башкиры не оставались в стороне, передовая молодёжь, конечно, давала представления в условиях «Аулаҡ өй» Среди башкир назывался это «пятак». Наверное, такое наименование было принято у русских от слова «пятачок». Нынешний Башкирский академический драматический театр организовался не на пустом месте, он образовался на основе самодеятельного театра под руководством народного артиста Башкортостана Гинията Ушанова.
Гиният Габдулла Ушанов родился 5 мая 1894 года в деревне Шигаево Орского уезда на территории нынешнего Абзелиловского района Башкортостана. По причине исключительной многодетности семьи Ушановых, Гинияту пришлось включиться с 12 лет в трудовую жизнь, и до призыва в царскую армию он работал старателем в Тубинском руднике Рамиева, который находился на территории Баймакского района. Танцевать он научился в этот период, а умение играть на курае успел перенять от отца.
После призыва в армию Гиният сразу становится участником Первой мировой войны, после этого – Октябрьская революция. Тогда и начинается путь Гинията в настоящее искусство. Он даже в период народных волнений свой курай не бросает, в периоды отдыха развлекает солдат – сопровождает танцы и песни, как пытливый кураист усваивает новые башкирские народные мелодии. За такие способности солдаты его очень уважали и почти носили на руках. Новое представление о театре у него начинает формироваться при участии в театральных спектаклях, организованных солдатами. После революции возвращается в Башкортостан и приступает к организации народного театра в г. Стерлитамак, в то время – столице Башкортостана. Находит артистов для театра, достаёт костюмы и реквизиты. Бедер Юсупова, Амин Зубаиров, Гималетдин Мингажев и другие великие актёры начинали свою работу с театра Ушанова. Будучи танцором, он приметил танцевальные способности у Бедер Юсуповой, втянул её к этому жанру, они даже исполняли парные танцы. Основоположником одиночных мужских танцев в Башкортостане был Гиният Ушанов, женских - Бедер Юсупова. Также он был первым создателем и исполнителем танца «Перовский». В башкирском фольклоре мы встречаем «Баик Ушана» («Ушан байығы»), значит он также принадлежит Гинияту. А танец «Зарифа» в постановке Файзи Гаскарова впервые был исполнен Бедер Юсуповой как «Муглифа». Ф. Гаскаров его запомнил. Танец был поставлен совместно с Ушановым. Сегодня не встретишь девушек танцующих прищёлкивая пальцами. Мне пришлось увидеть танец в исполнении Бедер Юсуповой. В свое время в Чишминском районе телевидением снимался короткометражный фильм «Кто пел?». По окончании киносъёмки организовывалось прощальное застолье. На этом застолье перед нами, молодым поколением, она увлечённо и воодушевлённо исполнила танец, прищёлкивая пальцами. Мы наблюдали с восхищением. Осенью, по окончании каникул, мы её провожали в последний путь. Видимо, летом сыгранная роль и исполненный танец были у неё последними, может и поэтому, подумал я, она танцевала так запоминающе.
Пока был занят организацией театра, общаясь с народом, Гиният усваивает разные мелодии, разучивает их на курае. Это, вопервых, было нужно для театра, во-вторых, он их на курае показывал композиторам и через них раскладывал на ноты. Девяносто лет назад тот театр довольно сильно отличался от современного. Его можно было бы назвать концертом, потому что он содержал в себе танцы, песни, художественное слово и разные сценические игры.
4 декабря 1919 года на базе народного театра Гиниата Ушанова организовывается Башкирский государственный театр и его руководителем назначается Муртазин-Иманский. Участвовав в организации любительского театра в Оренбурге, театра «Галиаскар» в Казани, он прибывает в Башкортостан для создания татарского театра «Сайяр». Гиният Ушанов в своём театре остаётся артистом, в качестве режиссёра ставит спектакли.
В этом мире ничто не возникает из ничего. Кто-то что-то сочиняет, организовывает, а другие их дальше развивают. В создании ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, которым мы гордимся, есть вклад и Гинията Ушанова.
На актёрские курсы, впервые организованные в Башкортостане, Файзи Гаскаров поступает в 1934 году. Среди учителей, собранных Макаримом Магадеевым, был и Гиният Ушанов, как учитель танцев. Файзи Гаскаров был принят сразу, а Арслана Мубарякова, опоздавшего на экзамен, комиссия не приняла, к тому же он не смог прочитать стихотворение и спеть. В составе комиссии только Гиният Ушанов внёс предложение: «Голос выразительный, ростом богатырь, давайте мы его примем». С трудом уговорили директора училища Муртазина Иманского принять Арслана Мубарякова. Кто его знает, возможно, если б Ушанов не внёс своё предложение, то не было бы и народного артиста СССР Арслана Мубарякова. Роль Ушанова большая и в том, что Файзи Гаскаров стал танцором. Любовь к танцам у него воспитывает Ушанов. Позже Файзи Гаскаров начал интересоваться классическими танцами. Потому что он понял, что способным танцором и постановщиком танцев можно стать Отолько детально разучивая классические танцы. По танцам Ф. Гаскарова воочию видно, что он имел театральное образование. В поставленных им танцах никогда не было обобщённости, наоборот, чётко выделялись характеры и действия персонажей, их образы мыслей и динамика развития. Даже и мы задумывались, имел ли он специальные театральные знания. Видимо, дело не только в том, что Файзи Гаскаров работал с Гиниятом Ушановым и Бедер Юсуповой, это достигалось и благодаря его театральному образованию.
Нам многократно приходилось говорить о танцевальном искусстве с видным артистом балета, постановщиком балетных спектаклей, в прошлом творческим руководителем Башкирского народного ансамбля танца, писателем, 92-летним Хашим агай Мустаевым. Я его называю живой энциклопедией. Хашим агай, подтверждая мои мысли, рассказывал, как он изучал гармонию башкирского танца в общении с Файзи Гаскаровым, Гиниятом Ушановым и Бедер Юсуповой, он даже подробно изложил историю разучивания и постановки танца «Муглифа» по образцу исполнения Бедер Юсуповой. Он также подчёркивал роль Гинията Ушанова в раскрытии одарённости Файзи Гаскарова.
Гиният Ушанов как артист развивает себя всесторонне: кураист, танцовщик, драматический актёр, режиссёр, собиратель народного фольклора, и, самое главное, он стал широко известным как организатор.
В 1937 году его отправляют на длительную командировку для оказания помощи в организации Баймакского колхозносовхозного театра. Одновременно с постановкой спектаклей, в Баймаке он организовал ансамбль кураистов. Это был первый ансамбль кураистов в Башкортостане. По архивным материалам стало известно, что, оказывается, он организовал народный театр и в городе Белорецк. Сколько сценических образов лично он создал, сказать трудно, но известно, что как режиссёр в разных театрах он поставил около двадцати спектаклей, среди них и по произведениям русских классиков. Значит, он извлекал уроки и по образцам русских произведений.
Когда работал в Башкирском академическом драматическом театре, в спектакле А. Гилязева «Потерянный день» я играл роль инженера. Он должен был заниматься с документацией, для этого из реквизитного цеха принесли и положили передо мной много бумаг. Когда их разглядывал, среди них обнаружил «Личное дело» Гинията Ушанова. В картонной папке несколько листков: его автобиорафия, кем-то заполненный личный листок. Под графой «происхождение» было написано – из бедной семьи, «занятие» – старатель, «образование» – без образования. После прочтённого думал не только о Гинияте Ушанове, я задумался о сегодняшних представителях театра. Ушанов будучи без образования, пройдя через школу жизни развился до уровня народного артиста. Сегодня мало достигших его уровня даже учась 21 год. Задумываясь, приходишь к такому мнению: мы в настоящее время, кажется, не знаем кого учить и как давать образование. Несмотря на то, что обучение – долг государства, мы, наверное, в мире искусства не в состоянии обучить каждого, потому что артист и режиссёр являются продуктами природы. Не портим ли мы душу непрерывным обучением? Возможно, кто-то обучает по шаблону, а искусство – не шаблонное явление.
Даут Юлтый сказал: «Основоположниками башкирского театра являются Валиулла Муртазин-Иманский и Гиният Ушанов». Его самого и Муртазина-Иманского в 1937 году арестовывают как врагов народа, Гиният Ушанов остался в живых. Если подумать, Г. Ушанова в национализме можно было бы обвинить в большей мере, т.к. для башкир он сделал очень много. Подумал и пришёл к такому мнению: спасла, наверное, его неграмотность, противник без образования не опасен... Несмотря на это, многое сделано, чтобы его труды ушли в небытие. Сегодня это почти никто не вспоминает. Недавно мне пришлось беседовать с работавшей при СССР руководителем основного отдела в Министерстве культуры, живущей в Москве специалистом по театру Динарой Галиевны Байтиряковой. Теперь она на заслуженном отдыхе. Наверное, от того, что родом из Уфы, оказывается, она живёт интересами Башкирского театра драмы, изучает его историю. Когда она услышала из моих уст историю театра и о его основоположнике, она подтвердила мной сказанное. В свое время об этом мной уже раньше было написано, некоторые учёные Башкортостана выступили против меня, обвинили меня в том, что я «искажаю историю». Мне пришлось в то время обратиться за защитой к секретарю обкома Зыя Нуриеву. Он был в дружеских отношениях с моим отцом. Он сказал: «Ты прав, я им позвоню». Видимо, кому-то не нужно было признание Гинията Ушанова основоположником башкирского театра. Действительно, среди основоположников театра фамилии Ушанова нет, только Даут Юлтый отметил его имя.
Пока думал о том периоде, когда жил Гиният Ушанов, вспомнилось одно явление. Один красивый горшок никто не покупал. Продавец его разбил, приклеил части и поставил. Только после этого появился к нему интерес, и его купили за большую цену. Думали, что это историческая реликвия. Мы также, кажется, начинаем оценивать лишь после пресыщения блеском.
Мне не удалось увидеть Гинията Ушанова, потому что он еще до моего рождения, в 1947 году, простудился на фольклорной экспедиции, сильно заболел и умер. А вот с его современниками вместе работать пришлось, даже многократно слышал как об Г. Ушанове рассказывали. Он был «органичным» артистом, т.е. он создавал сперва внешние образы героев, лишь только после этого входил во внутренний мир. В то время таким методом работающих артистов было довольно много. Этот приём, видимо, перешёл от танцора Ушанова. Он был отцом двоих детей: дочери и сына. Сына Юлая я знал хорошо. Он пошёл по стопам отца, был артистом балета. Получил звание «Народный артист Башкортостана». Как и его отец, он умер очень рано. Его молодые ученики (он преподавал на пенсии в хореографическом училище) продолжают начатое Ушановым дело. Значит, Ушанов жил не зря и не даром старался.
Ахтям Абушахманов, заслуженный артист РФ, народный артист РБ Перевод с башкирского: М.Хайдаров.