Башкирской АССР, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РСФСР, народная артистка СССР Мубарякова Гюлли Арслановна родилась 19 сентября 1936 года в городе Уфе в семье выдающихся театральных деятелей. Отец - Арслан Кутлиахметович Мубаряков (1908-1977), башкирский советский актёр, театральный режиссер, драматург, театрально-общественный деятель, представитель первого поколения профессиональных актеров. Выразительная внешность, сценическое обаяние, могучий актерский темперамент и масштабность образов навсегда покорили сердца зрителей. Арслан Мубаряков создал множество запоминающихся героических образов, каждый из которых становился заметным событием в культурной жизни республики. Среди его знаменитых образов это сильные и страстные натуры: Салават Юлаев, Борис Годунов, Минигали Шаймуратов, Отелло. Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный артист Башкирской АССР», «Заслуженный артист РСФСР», «Народный артист РСФСР», «Народный артист СССР». За выдающиеся заслуги в развитии башкирского советского театрального искусства награжден Государственной премией Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и многочисленными медалями.
Мать - Рагида Саитгалеевна Янбулатова (1915-1997), актриса, поэтесса, драматург, переводчик, заслуженная артистка Башкирской АССР, народная артистка Башкирской АССР, заслуженная артистка РСФСР, член Союза писателей Башкирии. Тонкое лирическое дарование, певческий талант, музыкальность и душевная теплота сделали ее яркой исполнительницей ролей в традиционных башкирских и татарских театрах драмы и комедии. Ею создана целая галерея прекрасных женских образов: Шафак, Тансулпан, Карлугас, Дездемона. Перу Янбулатовой принадлежат несколько сборников стихов, пьес, либретто для музыкального театра, переводы драматургических произведений П. Кальдерона, Р. Тагора, В. Гусева, Ч. Айтматова, А. Каххара и других. На стихи Рагиды Янбулатовой написано множество популярных башкирских песен.
Рагида Саитгалеевна увлекалась еще кинематографом. После просмотра одного из грузинских фильмов, где главную героиню звали Гюлли, она ее сильно впечатлила. Дочь была названа молодой матерью в честь героини этого фильма. Выбор сферы деятельности юной Гюлли не удивителен.
К искусству приобщилась она с ранних лет.
Любовь к творчеству привили родители. Она сама отмечала, что связь ее родителей с театральной деятельностью во многом повлияла на ее выбор. Она вспоминала, что с раннего детства уже оказалась за театральными кулисами. Поэтому свое знакомство с миром театра она начала весьма рано. Интересно, что родители были категорически против ее выбора стать актрисой. Как она позже призналась, «успех родителей обязывал ко многому». Но все же Гюлли Мубарякова выбрала актерскую профессию и поступила в башкирскую студию при ГИТИСе им. Луначарского в городе Москве (ныне Российский институт театрального искусства) и училась у выдающихся педагого Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. После окончания института в 1959 году вернулась в Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, начала трудовую деятельность актрисой. В 1996-1997 годы - главный режиссёр, член Художественного совета театра. В 1968-2008 годах - преподаватель Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра.
Гюлли Арслановна Мубарякова - актриса широкого творческого диапазона. Красота и женственность, невероятная душевная сила, ум и энергия позволили ей создать свой особенный, самобытный репертуар, в котором представлены яркие, незабываемые образы. Ее театральные работы: «Годы странствий» А. Н. Арбузова - Ольга; «Магомет» Вольтера - Пальмира; «Последние» М. Горького - Любовь; «Мать-Земля» Л. В. Валеева по повести «Материнское поле» Ч. Т. Айтматова - Алиман; «Нэркэс» И. Х. Юмагулова -Зумрат и Нэркэс; «Недоставленные письма» А. Кутуя - Галия; «Матери ждут сыновей» А. ,М. Мирзагитова - Хафиса; «В ночь лунного затмения» М. Карима - Танкабике и Шафак; «Салават. Семь сновидений сквозь явь» М. Карима - Гульназира и Екатерина II; «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима - Агазия; «Пеший Махмут» М. Карима - Мадина; «Помилование» М. Карима - Федора; «Долгое долгое детство» М. Карима - Старшая мать; «Башмачки» Х. К. Ибрагимова - Сарвар; «Медея» Еврипида - Медея; «Филумена Мартурано» Эдуардо Де Филиппо - Филумена Мартурано; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - Оксана; «Белый пароход» по Ч. Т. Айтматову - Бабка; «Похититель любви» Ф. М. Булякова - Фаягуль; «Камень одиночества» А. С. Гаязова - Гилминур; «Кахым-Туря» Б. Бикбая и Х. Иргалина - Мать; «Деревьяумирают стоя» А. Касоны - Бабушка.
Гюлли Мубарякова как режиссер поставила спектакли: «День рождения любимого» И. Г. Юзеева; «Хадия» Г. Г. Шафикова; «Любовь и ненависть» З. А. Биишевой, сыграла несколько ролей в кино. Снялась в фильме «В ночь лунного затмения», в дебютном фильме начинающего режиссера Фарзаны Утарбаевой «Дикарь».
Богатое творчество Гюлли Мубаряковой получило достойную оценку. Она – лауреат Республиканской премии БАССР им. С. Юлаева. Награждена орденами Салавата Юлаева, Почёта, Дружбы народов, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, премией Союза театральных деятелей Башкирской АССР, Почётной грамотой РБ, нагрудным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, премией К. С. Станиславского. Ей присвоено звание «Почетный гражданин города Уфы».
Но самая главная её награда – это всенародная любовь.
Гюлли Арслановна преуспевала и в личной жизни, создав семью с башкирским поэтом и драматургом Рафаэлем Ахметсафовичем Сафиным (1932-2002), заслуженным деятелем искусств БАССР. Сын Аяз окончил Уфимский институт искусств. Внучка Алсу закончила факультет иностранных языков, живет и работает за границей. Внук Урал окончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), пошел по стопам своих предков, стал режиссером кинематографии.
Мубарякова Гюлли Арслановна умерла 20 февраля 2019 года в городе Уфе. Похоронена на Магометанском (мусульманском) кладбище рядом с родителями.
Знаменитая актриса, гордость театрального искусства республики, Гюлли Мубарякова была всегда скромна и интеллигентна, оставила в наследство башкирской культуре десятки замечательных ролей, сотни спектаклей и кинофильмов, а также плеяду талантливых театральных деятелей. Достойная продолжательница семейных театральных традиций Мубаряковых. «Вот уже второй век, как эта фамилия вызывает глубокое уважение и восхищение: Арслан Мубаряков, Рагида Янбулатова, Гюлли Мубарякова.
Их творческие судьбы, неразрывно связанные друг с другом, являются яркими страницами в театральной летописи Башкортостана. И мы говорим об этой семье, как о династии Мубаряковых, внесших значительный вклад в «золотой фонд» театрального искусства и литературы нашей республики. В совокупности, вся их жизнь - это пример высокого служения искусству, народу, Отчизне.
Мубаряковы — гордость нашей нации, её память и путеводная звезда».
Зульхиза Ахмалетдинова
Мать - Рагида Саитгалеевна Янбулатова (1915-1997), актриса, поэтесса, драматург, переводчик, заслуженная артистка Башкирской АССР, народная артистка Башкирской АССР, заслуженная артистка РСФСР, член Союза писателей Башкирии. Тонкое лирическое дарование, певческий талант, музыкальность и душевная теплота сделали ее яркой исполнительницей ролей в традиционных башкирских и татарских театрах драмы и комедии. Ею создана целая галерея прекрасных женских образов: Шафак, Тансулпан, Карлугас, Дездемона. Перу Янбулатовой принадлежат несколько сборников стихов, пьес, либретто для музыкального театра, переводы драматургических произведений П. Кальдерона, Р. Тагора, В. Гусева, Ч. Айтматова, А. Каххара и других. На стихи Рагиды Янбулатовой написано множество популярных башкирских песен.
Рагида Саитгалеевна увлекалась еще кинематографом. После просмотра одного из грузинских фильмов, где главную героиню звали Гюлли, она ее сильно впечатлила. Дочь была названа молодой матерью в честь героини этого фильма. Выбор сферы деятельности юной Гюлли не удивителен.
К искусству приобщилась она с ранних лет.
Любовь к творчеству привили родители. Она сама отмечала, что связь ее родителей с театральной деятельностью во многом повлияла на ее выбор. Она вспоминала, что с раннего детства уже оказалась за театральными кулисами. Поэтому свое знакомство с миром театра она начала весьма рано. Интересно, что родители были категорически против ее выбора стать актрисой. Как она позже призналась, «успех родителей обязывал ко многому». Но все же Гюлли Мубарякова выбрала актерскую профессию и поступила в башкирскую студию при ГИТИСе им. Луначарского в городе Москве (ныне Российский институт театрального искусства) и училась у выдающихся педагого Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. После окончания института в 1959 году вернулась в Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, начала трудовую деятельность актрисой. В 1996-1997 годы - главный режиссёр, член Художественного совета театра. В 1968-2008 годах - преподаватель Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра.
Гюлли Арслановна Мубарякова - актриса широкого творческого диапазона. Красота и женственность, невероятная душевная сила, ум и энергия позволили ей создать свой особенный, самобытный репертуар, в котором представлены яркие, незабываемые образы. Ее театральные работы: «Годы странствий» А. Н. Арбузова - Ольга; «Магомет» Вольтера - Пальмира; «Последние» М. Горького - Любовь; «Мать-Земля» Л. В. Валеева по повести «Материнское поле» Ч. Т. Айтматова - Алиман; «Нэркэс» И. Х. Юмагулова -Зумрат и Нэркэс; «Недоставленные письма» А. Кутуя - Галия; «Матери ждут сыновей» А. ,М. Мирзагитова - Хафиса; «В ночь лунного затмения» М. Карима - Танкабике и Шафак; «Салават. Семь сновидений сквозь явь» М. Карима - Гульназира и Екатерина II; «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима - Агазия; «Пеший Махмут» М. Карима - Мадина; «Помилование» М. Карима - Федора; «Долгое долгое детство» М. Карима - Старшая мать; «Башмачки» Х. К. Ибрагимова - Сарвар; «Медея» Еврипида - Медея; «Филумена Мартурано» Эдуардо Де Филиппо - Филумена Мартурано; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - Оксана; «Белый пароход» по Ч. Т. Айтматову - Бабка; «Похититель любви» Ф. М. Булякова - Фаягуль; «Камень одиночества» А. С. Гаязова - Гилминур; «Кахым-Туря» Б. Бикбая и Х. Иргалина - Мать; «Деревьяумирают стоя» А. Касоны - Бабушка.
Гюлли Мубарякова как режиссер поставила спектакли: «День рождения любимого» И. Г. Юзеева; «Хадия» Г. Г. Шафикова; «Любовь и ненависть» З. А. Биишевой, сыграла несколько ролей в кино. Снялась в фильме «В ночь лунного затмения», в дебютном фильме начинающего режиссера Фарзаны Утарбаевой «Дикарь».
Богатое творчество Гюлли Мубаряковой получило достойную оценку. Она – лауреат Республиканской премии БАССР им. С. Юлаева. Награждена орденами Салавата Юлаева, Почёта, Дружбы народов, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, премией Союза театральных деятелей Башкирской АССР, Почётной грамотой РБ, нагрудным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, премией К. С. Станиславского. Ей присвоено звание «Почетный гражданин города Уфы».
Но самая главная её награда – это всенародная любовь.
Гюлли Арслановна преуспевала и в личной жизни, создав семью с башкирским поэтом и драматургом Рафаэлем Ахметсафовичем Сафиным (1932-2002), заслуженным деятелем искусств БАССР. Сын Аяз окончил Уфимский институт искусств. Внучка Алсу закончила факультет иностранных языков, живет и работает за границей. Внук Урал окончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), пошел по стопам своих предков, стал режиссером кинематографии.
Мубарякова Гюлли Арслановна умерла 20 февраля 2019 года в городе Уфе. Похоронена на Магометанском (мусульманском) кладбище рядом с родителями.
Знаменитая актриса, гордость театрального искусства республики, Гюлли Мубарякова была всегда скромна и интеллигентна, оставила в наследство башкирской культуре десятки замечательных ролей, сотни спектаклей и кинофильмов, а также плеяду талантливых театральных деятелей. Достойная продолжательница семейных театральных традиций Мубаряковых. «Вот уже второй век, как эта фамилия вызывает глубокое уважение и восхищение: Арслан Мубаряков, Рагида Янбулатова, Гюлли Мубарякова.
Их творческие судьбы, неразрывно связанные друг с другом, являются яркими страницами в театральной летописи Башкортостана. И мы говорим об этой семье, как о династии Мубаряковых, внесших значительный вклад в «золотой фонд» театрального искусства и литературы нашей республики. В совокупности, вся их жизнь - это пример высокого служения искусству, народу, Отчизне.
Мубаряковы — гордость нашей нации, её память и путеводная звезда».
Зульхиза Ахмалетдинова