Великой победе посвящается

По следам героев (к 75-летию Великой Победы)

Летом 1964 года в республиканской печати стали появляться статьи по военной тематике, напоминающие читателю о том, что до 20-летия Великой Победы остается немного времени. Большую активность в то время в этом направлении вели местное радио и телевидение. Вскоре ЦК ВЛКСМ объявил конкурс на участие учащихся и молодёжи в походах по местам боев, посвященный к этой великой дате.

Я тогда работал учителем истории и обществоведения в уфимской школе-интернате №1, имел 10-летний опыт работы в качестве учителя и педагога внеклассной работы. Меня сильно заинтересовала весть о конкурсе и у меня возникла мысль поучаствовать в нём. Во время Великой Отечественной войны на территории Бащкирии формировались десятки воинских соединений: поэтому выбор был большой. После долгих размышлений я решил организовать поход с учащимися по местам боев 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (с февраля 1943 года она была переименована в 16-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию). Со своими мыслями, планами поделился с директором школы-интерната Тухватом Халимовичем Аслаевым, который их одобрил и в дальнейшем оказывал необходимую помощь и поддержку. Зеленая дорога была открыта и я взялся за подготовку похода. Я прекрасно понимал, что в таком большом деле один человек ничего не сделает. Поэтому с помощью директора вовлёк в это дело всю школу, ученический и педагогический коллективы.

При подготовке к походу в течение года была проделана в школе громадная работа: это был первый поход с учащимися в республике по следам наших земляков (по боевому пути 112-й Башкирской кавалерийской дивизии). Комиссар дивизии М.З. Назыров в рапорте на имя члена Военного Совета Степного фронта о национальном составе дивизии приводил следующие цифры: ко времени завершения комплектования башкиры составляли 81,4 %, татары 14,5 %, русские 3,3 % и другие национальности 0,8 %. Такая ситуация продолжалась до рейда в глубокий тыл врага в феврале 1943 года.

Прежде всего необходимо было разработать маршрут похода. Информации было мало. До 1965 года о 112-й дивизии была издана единственная книга воспоминаний «Путь славы и мужества», выпущенная Башкнигоиздатом. В книге была размещена карта-схема боевого пути дивизии, но там указывались только крупные пункты движения дивизии. Меня интересовали детали, все населённые пункты, по которым с боями прошла наша дивизия. Накануне нашего похода вышла книга комиссара 58-го полка 112-й дивизии Сагита Рахматовича Алибаева, который позже при нашей встрече с удовольствием начертил подробный маршрут боевого пути. К нашему счастью, тогда многие ветераны дивизии ещё были живы-здоровы и мы в школе организовали с ними ряд интересных встреч, которые прошли крайне содержательно и интересно; у учащихся остались сильные эмоциональные впечатления и добрый след в их душах. Именно так прошли встречи с бывшим командиром полка 112-й дивизии, Героем Советского Союза, генерал-майором Т.Т. Кусимовым, комиссаром дивизии М.З. Назыровым, С.Р. Алибаевым, Н. Бикметовым, писателем А.С. Ихсановым, А. Давлетбаевым, Б. Саяргалеевым и другими ветеранами дивизии.

При подготовке похода организовали переписку с военкоматами тех областей, на территории которых вели боевые действия башкирские конники. Отдельные военкоматы отнеслись к нашим письмам очень внимательно и сообщали необходимые нам сведения. Будущие участники похода несколько раз побывали в республиканском краеведческом музее, где они находили нужные материалы. Я поработал в фондах Республиканского исторического архива, где хранились (хотя и не полностью) номера дивизионной газеты «Красные конники». В отдельном фонде сохранились наградные листы Героев Советского Союза и кавалеров боевых орденов. Номера газеты «Красные конники» сохранились также в личном архиве писателя А.С. Ихсанова, кроме этого я нашел у него много еще интересного. Таким образом о боевом пути дивизии мы сумели собрать большой ценный материал, который нам впоследствии пригодился.

Наш поход начался 17 июля 1965 года и продлился месяц. Директор школы нам предложил новый автобус, что намного облегчило наше путешествие. Мы выехали из Уфы утром, первой остановкой была станция Дёма, так как именно здесь осенью 1941 года формировалась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Окола часа мы находились у Первомайского клуба, где находился штаб дивизии в период ее формирования. Я рассказал участникам похода историю формирования дивизии.

В ноябре 1941 года в местной печати появляется Постановление ГКО (Государственный комитет обороны) о том, что, идя навстречу просьбам трудящихся Башкирии, И. Сталин разрешил создать в Башкирии две национальные кавалерийские дивизии. Формирование их должно было осуществляться за счет республики. Интересные сведения о формировании дивизии сохранились в архивах. Люди шли добровольно в дивизию, притом каждая кандидатура обсуждалась на собраниях трудовых коллективов. К началу апреля 1942 года формирование дивизии и боевая подготовка солдат завершилась. Возникла серьёзная проблема с офицерскими кадрами, их в Башкирии тогда не было. В качестве командира дивизии с фронта из конного корпуса Доватора был отозван командир полка, полковник М.М. Шаймуратов; в качестве командира одного из полков из Ирана отозвали Т.Т. Кусимова. Многие командиры также были отозваны с фронта.

Затем после Дёмы мы направились в Ульяновск, где с большим интересом ознакомились с городом. Дальнейший наш путь лежал в город Куйбышев (Самара). Совсем недалеко от трассы Куйбышев-Москва находилась деревня, откуда был родом один из участников похода - Нугуман Зигангиров, который уговорил меня заехать в гости к его маме. Я попросил водителя Закия Шангареева завернуть в эту деревню. Оказалось, что оттуда родом писательница Хадия Давлетшина и многие другие известные люди в Башкирии. Всего в походе было 23 человека: тем не менее нас тепло встретили, накормили и мы тронулись в направлении Сталинграда (Волгограда). Мы приближались к городу, имевшему в годы войны огромное стратегическое значение. Башкирские конники в 1942 году в самом городе в боевых действиях участия не принимали, но они участвовали в оборонительных сражениях, имеющих тоже стратегическое значение в Сталинградской битве.

В конце ноября 1942 года 22 дивизии Ф. Паулюса оказались в котле: образовалось два кольца окружения - внутреннее и внешнее. На линии внешнего кольца котла оказались кавалеристы 112-й дивизии. Герой Советского Союза Г.А. Белов, ставший впоследствии после гибели генерала М.М. Шаймуратова командиром 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, в своей книге «Путь мужества и славы» так писал об одном дне Сталинградской битвы: «...Трудно приходилось кавалеристам в открытой степи, когда на головы непрерывно сыпались бомбы и пули с немецких самолётов, но они выстояли. До 300 самолёто-вылетов произвела в этот день вражеская авиация, а с нашей стороны не было ни одного самолёта. Но, несмотря на это, самоотверженными действиями конников врагу был нанесён значительный урон. 20 исправных танков, 100 автомашин, более 800 пленных захватила в этом бою только башкирская дивизия. Уничтожено было более 300 вражеских солдат и офицеров...».

К 1965 году Волгоград отстроился, изменился. Мы весь день осматривали город. Большое впечатление у учащихся оставило посещение городского музея боевой славы. Перед моими глазами до сих пор стоит неразорвавшаяся фашистская бомба весом 1000 кг, упавшая на территорию Сталинградского тракторного завода и ушедшая на глубину 7 метров. Для потомков оставили здание старой мельницы, которая была со всех сторон изрешечена снарядами, осколками авиабомб. Мы также тщательно осмотрели Дом Павлова, который восстановили и с торцевой стороны дома в форме арки соорудили на всю ширину здания мемориальную плиту. Но больше всего мы времени провели на мемориальном комплексе на Мамаевом кургане.

Никто из участников похода не был в Москве и поэтому мы решили потратить несколько дней на поездку в столицу нашей Родины. Побывали в Мавзолее Ленина, на ВДНХ (здесь мы увидели космический корабль «Восток», на котором первый космонавт планеты Ю.Гагарин облетел земной шар). На следующий день мы посетили Музей вооружённых сил СССР. Затем мы выехали из Москвы в направлении Липецка, который во время войны находился в зоне боевых действий Брянского фронта. Именно на территории Липецкой области летом 1942 года начались первые тяжёлые бои наших земляков с превосходящими силами противника. В этих местах нашими экскурсоводами были местные жители, которые нам показывали места боев башкирских конников. Здесь наши учащиеся впервые увидели следы войны: снаряды, гильзы, солдатские каски, окопы, проволочные заграждения и т. д. Мы узнали о том, что учащиеся местной средней школы с. Вторые Тербуны много лет занимаются изучением боевого пути 112-й дивизии. На память директор школы подарил нам саблю башкирского конника. Я подарил книгу воспоминаний Г.А. Белова.

Далее мы посетили места боев наших конников в 1943 году в районе реки Северский Донец под городом Белая Калитва Ростовской области. В январе 1943 года здесь произошли драматические события. Противник, находящийся на важной высоте 79,9, препятствовал дальнейшему продвижению частей Красной Армии. Группе наших конников во главе лейтенанта Аннаклыча Атаева был дан приказ захватить указанную высоту. Их было всего 30 воинов. Генерал-майор Г.А. Белов писал об этом бое так: «Ночь на 22 января была тёмная, морозная. Бойцы подползли почти вплотную к огневым точкам противника и забросали их гранатами. Затем дружно поднялись в атаку и штыками подавили сопротивление уцелевших фашистов. Высота была взята. На рассвете противник пытался вернуть утраченную позицию. В течение дня против горстки храбрецов было предпринято пять атак силами до двух рот пехоты с 4 бронемашинами. Потери с обеих сторон были большие. Противник вечером вынужден был отойти на исходные позиции. На третий день обороны погибли все защитники и высота была взята противником. Здесь ... был повторен подвиг 28 героев-панфиловцев». Также много интересных деталей нам рассказали местные жители и наш проводник, участник войны, подполковник Ирзабеков.

Затем наш путь лежал в Донбасс, где в феврале 1943 года в составе восьмого кавалерийского корпуса героический рейд совершила 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Рейд начался 7 февраля. Бывший командир корпуса М.Д. Борисов писал, что: «...в ночь с 10 на 11 февраля 8-й Кавалерийский корпус устремился в Дебальцево. 13 февраля корпус парализовал работу железнодорожного узла». 24 февраля 1943 года корпус своими силами и с огромными потерями вышёл из рейда. 23 февраля в неравном бою геройски погиб командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майор М.М. Шаймуратов. Мы побывали во всех населённых пунктах, где сражались наши конники. Местные жители нам показали место гибели генерала Шаймуратова. Тело генерала захоронено в сквере города Петровское Луганской области. Вместе с ветераном 112-й дивизии И.В. Родиным наша группа возложила живые цветы на могилу генерала. Раз мы оказались в Донбассе, то решили заехать в город Краснодон, где находились могилы молодогвардейцев - героев романа А. Фадеева «Молодая гвардия».

За месяц похода мы проехали 4,5 тысячи километров. Из похода мы привезли большое количество экспонатов (ПТР, солдатскую каску, гильзы, саблю и др.). По итогам конкурса, проведенного ЦК ВЛКСМ, наш поход высоко оценили и нас признали победителями: мы получили диплом второй степени и право на участие в Первом всесоюзном слёте учащихся и молодёжи - победителей в походах по местам боев. Походы являются самой мощной, эффективной формой патриотического воспитания учащихся. Эту мысль хочу подтвердить словами участника похода от посещения высоты 79,9 в районе Белой Калитвы: «Беспримерный подвиг атаевцев учит нас горячо любить свою родину. Они отдали жизни за нашу счастливую жизнь». Другая участница похода написала следующие слова: «30 воинов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии - это представители пяти национальностей. Они пожертвовали свои жизни за общее дело. Дружба 30 воинов - это символ дружбы всех народов нашей родины. Дружба народов - это сила, которая помогла победить на войне».

Марат Мухамедьянович Хафизов,
руководитель похода, отличник образования Российской Федерации и Республики Башкортостан, директор БРГИ им.Р.Гарипова в 1991-1994 гг.