Люди дела

Просветительская поэзия Сафуана Якшигулова

Творчество М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, Ш. Бабича изучены в фундаментальных научных трудах таких ученых, как Г. Кунафин, А. Вильданов. Г. Хусаинов, Р. Бикбаев. Эти авторы, когда пишут о просветительстве в Башкортостане, определенное внимание уделяют и произведениям поэта Сафуана Якшигулова. Литературовед В. Ахмадиев в своей научной работе о “Башкирская поэзия в начале ХХ века” также ведет разговор о стихах С. Якшигулова. А исследователь С. Сафуанов, написав вступительную статью и приложив словарь и комментарии, выпустил его книгу “Башҡорт хәлдәре” (“Дела башкирские”). В своем научном труде “Особенности развития башкирской литературы в начале ХХ века” кандидат филологических наук А. Кутляхметов делает анализ некоторых стихотворений этого поэта.
А. Харисов также обозначил имя просветителя Сафуана Якшигулова как своеобразного писателя начала ХХ века. Творчество поэта нашло определенное освещение и во 2-м томе “Истории башкирской литературы” на башкирском языке (Уфа, 1990).
Однако жизнь и творчество этого писателя до сих пор в монографическом плане никем не изучены и не доведены до внимания наших современников. С. Якшыгулов, успевший при жизни издать четыре своих поэтических книг “Мөғәллим Солтангилде әфәнденең мәрҫиәһе” (“В память господина Султангильди”, Казань, 1908), “Башҡорт хәлдәре” (“Дела башкирские”, Стерлитамак, 1911), “Дим буйы” (“Берега Демы”, Казань, 1912), “Күңел ялҡындары” (“Пламени моей души”, Уфа, 1916), посвященных просветительским идеям, заслуживает большего внимания, тщетного анализа. Под ракурсом советской идеологии его произведения рассматривались как творчество суфийского поэта. Да, он представитель суфийской поэзии, с давних времен суфии носили народу не только идеи Корана, но и были передовыми мыслителями, пропагандировали и светское учение. В своей статье “Башкирское просветительство и его особенности” видный ученый Д. Валеев, описывая конец ХIХ и начало ХХ веков, пишет: “...
башкирское просветительство выделяется своей слабой обращенностью к политическим проблемам, в нем почти не затрагиваются национальный вопрос, национальное самоопределение и национальный суверенитет” (“История общественной мысли Башкортостана”, с. 95). Творчество Сафуана Якшыгулова проникнуто национальными идеями. Борьба за башкирские земли, за самоидентичность, за язык, призыв к образованию – это те темы, которые занимают главное место в поэтических произведения автора.
Своими глубоко народными, высокохудожественными произведениями он так воспевал чаяния своего народа, что по сей день в башкирских деревнях по реке Дема есть старожилы, которые поют песни на стихи Сафуана Якшигулова. Народ его называл “Сафуан учитель”, “Сафуан хазрат”, “Сафуан бабай”...
Его очень любили, ценили его творчество, потому что он, живя среди своего башкирского народа, знал каждые его вздох, стремления, желания, отчаяния, порывы...
Как общественный деятель, как поэт и просветитель, он оставил заметный след в истории литературы, культуры и духовенства Башкортостана. Вся его сознательная жизнь связана с башкирской деревней Ново-Яппарово Давлекановского района. Как уже отмечалось, он обучал детей не только мусульманской науке, но и преподавал светские предметы. Среди старожилов деревень Ново-Яппарово и Ильчигулово Миякинского района существуют воспоминания от своих предков о том, что к учителю Сафуану приезжал Заки Валиди.
http://delomirb.ru/images/16.03.2018/5.JPG