Люди дела

Башкирский просветитель Габдулла Саиди — родственник и единомышленник Акмуллы

В ряду великих башкирских просветителей достойное место занимает фигура Габдуллы Саиди – религиозного мыслителя, писателя, философа и поэта. Он родился в Башкортостане, жил и странствовал, бывая в разных городах. Им гордятся жители Башкортостана, челябинские и оренбургские башкиры.

Габдулла Саиди – один из самых просвещённых башкир конца XIX – начала XX века, выросший в деревне Муллакаево Баймакского района Башкортостана. Его полное имя - Габдулла бин Саиди аль-Булгари аль-Бурзяни аль-Сакмари. Он родился в 1836 году. Основательное образование получил в Бухаре, лечил людей и даже построил там мечеть. Авторитет этого человека признают во всех тюркоязычных странах.

Он умел свободно писать на фарси, арабском и турецком языках, был полиглотом, говорил на 14 языках. О нем написано много, а всевозможных устных преданий еще больше. Саиди с великим Мифтахетдином Акмуллой - братья в 3-м поколении.

Габдулла Саиди совершил множество чудес и предсказаний. Вот лишь один эпизод из его жизни. В 1881 году он и пятеро его земляков верхом на конях поехали в Саудовскую Аравию совершить хадж – поклониться могиле пророка Мухаммеда.

Пропитание решили заработать лечением больных. На территории современного Казахстана он вылечил за один сеанс молитвами и заговором начавшую слепнуть дочь богатого казахского тархана Танребирде.

Казахи даже пытались насильно его удерживать. Но после демонстрации Саиди своих «магических» способностей от него отстали. Более того, Танребирде, человек богатырского сложения, поехал с ними и всячески помогал во время путешествия.

По ходу их разговоров выяснилось, что он внук дочери Сураш-батыра. А дочь Сураша, Ынйыбика, была замужем за казахом. Позже она станет для казахов очень уважаемой «ак иней», говорят, что казахи ее помнят до сих пор. А Саиди был женат на Маймуне - дочери Котлозамана, правнука Сурашбатыра. Потомки знаменитого батыра живут среди нас. Например, Мужавир Буранбаев – башкирский общественник, краевед, исследователь – по матери потомок Сурашбатыра в седьмом поколении.

Масштаб деятельности Саиди поражает. В организованном им медресе при мечети, в очень маленькой по тем временам деревне Муллакаево, обучались до 600 шакертов (учеников). Их кормили, обеспечивали жильем. Учениками здесь были не только башкирские дети, но и татарские, казахские и др. Медресе славилось по всей округе и за ее пределами.

В 2011 году в Муллакаево масштабно отметили 175-летие со дня рождения Саиди. На праздник приезжали гости из Узбекистана, Киргизии, Казахстана. Гости были поражены, какой великий человек покоится на местном кладбище, узбеки, например, думали, что он похоронен в Бухаре.

Чудеса, сопровождавшие эту великую личность, происходили и спустя годы после его смерти. Вот примеры, рассказанные его земляком, уроженцем Муллакаево Мужавиром Буранбаевым:

- Когда я был совсем маленьким, бабушка рассказывала, что ее младший сын Рафкат, мой дядя, однажды во время киносеанса заснул и остался один в клубе, - вспоминает Мужавир Сагадеевич. - Ночью он прибежал домой и набросился на старшего брата со словами «почему меня одного оставил?». Выяснилось, что проснувшись в темноте, мальчик сильно испугался. Поскольку дверь клуба была снаружи заперта, он начал громко плакать. В это время к нему подошел какой-то старик с белой бородой, сказал, что бояться не надо и вывел его из клуба. Об этом случае в семье не раз вспоминали. Спустя годы я спросил у дяди, как все было на самом деле.

Тогда ему было 47 лет, он старший мастер огромного комбината, коммунист. Дядя подтвердил, что этот случай был, добавив, что дверь клуба была заперта снаружи на висячий замок. Клубом была бывшая мечеть, которую построил Габдулла Саиди еще в 1870 году.

В 1992 году клуб снова переделали в мечеть. Дядя Рафкат был на открытии мечети, подарил ковер и полумесяц из нержавеющей стали для купола. К сожалению, в конце 2016 года мечеть сгорела из-за неисправности электропроводки и весной 2017 года выслал в помощь 5 000 рублей.

Было еще множество поистине чудесных случаев, подлинность которых может подтвердить Мужавир Буранбаев. Как-то осенью 1970 года он еще юношей с одноклассником Ахтаром Каримовым шел из соседней деревни Кульчурово домой в Муллакаево. Шли пешком, осенним вечером было уже темно. Подошли к своей деревне, перед которой расположено кладбище. И вот они увидели что-то круглое и яркое, словно большая луна катилась по кладбищу параллельно пути, по которому шли ребята, не приближаясь к ним. А ведь именно на этом кладбище находится могила Саиди.

- Вот еще один случай, произошедший со мной, - продолжает Мужавир Буранбаев. - Меня вылечил от неизлечимой глазной болезни Анвер-хазрет, сын Габдуллы Саиди, проживший 102 года. Было это в раннем детстве, мне было 5 лет и я начал слепнуть. Местные врачи не помогли, а доктора из районного центра – Баймака, посоветовали ехать в Уфу. Семья жила небогато. Мать сказала: «пойдем сынок, к Анверу-хазрету». Тот посмотрел меня, почитал что-то и велел, чтобы мой средний брат Магафур поймал три рыбки сабак (чебак) и в 3-х литровой банке живыми принес домой. Мама их положила в белую керамическую тарелку и поставила на подоконник, куда падают солнечные лучи. Я смотрел, не отрывая глаз, пока рыбки не перестали шевелиться. Солнце светило очень ярко, в глазах чувствовалась резь, текли слезы.

Не помню, сколько я так смотрел, помню, что заснул. Хазрет меня вылечил за один сеанс, о таком способе лечения я больше никогда не слышал. Сейчас мне 61 год, зрение хорошее. Дочь хазрета Зайтуна апай вылечила мою сестренку Дину. Старшая дочь Зайтуны апай, Мазуна, училась со мной в одном классе и тоже унаследовала способность лечить людей.

На этих примерах я убедился, что дары целителя и другие уникальные способности просветителя передались его потомкам.

Память о Саиди живет в Башкортостане и за его пределами. Летом мы с женой были в г. Новотроицке, приводили в порядок могилы и зашли в городскую мечеть. Мулла - таджик, оказывается знал и о Саиди, и о другом выдающемся провидце и целителе Мужавире-хазрете. Он спросил меня - откуда такое имя? Я ответил - в честь хазрета.