Режиссер, актер, драматург Вазих Кашапович Сайфуллин родился 6 января 1929 г. в деревне Аминево Чишминского района БАССР в крестьянской семье. Трудовую деятельность, как все дети в годы Великой Отечественной войны, начал на полях колхоза. В те годы его стаая сестра - учитель Аминевской семилетней школы Тагзима - ставила спектакли в клубе. Мужчин в деревне почти не было, все на войне, поэтому для исполнения мужских ролей привлекались мальчики. Высокий, красивый братишка Вазих принимал активное участие в спектаклях. Вот тогда и зародилась у него любовь к театру.
В 1949 г. Вазих Кашапович Сайфуллин, наперекор воле родителей, поступает в Башкирский театрально-художественный техникум, в класс Хажи Бухарского.
В декабре 1956 г. Аургазинский колхозно-совхозный театр, в труппу которого в 1952 г. он поступил актером, переехал в город Салават и принял имя Салаватского театра. Огромные и перспективные задачи, несущие и художественно-эстетическую, и морально-психологическую нагрузку, оказались по плечу только одному человеку – Вазиху Сайфуллину, назначенному в Салаватский театр главным режиссером в 1963 году, за год до окончания им курса Георгия Товстоногова в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Именно в тот период в спектаклях В.К. Сайфуллина раскрылись дарования актеров, составивших впоследствии золотой фонд театрального искусства Башкортостана: Габдельхай Фахреев, Рим Баянов, Райса Сайфуллина, Иршат Валеев, Рафаил Салихов, Газиза Насырова, Файзулла Бахтияров, Галия Амирханова, Риф Музагитов.
Около 20 своих спектаклей В.К. Сайфуллин поставил в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури, где прослужил в 1969-1970 и 1978-1988 гг. Среди них особо выделяется драма А. Атнабаева «Дети мои».
Ставил он ее дважды - в 1970 и 1987 гг.Если иметь в виду все проекты, осуществленные на сценах Башкирского академического, Салаватского театров и телевидении, в целом Вазих Кашапович поставил более 70 спектаклей, но на салаватской сцене он «добился показателей, поныне непревзойденных. Такие спектакли мастера, как «Иргиз» по одноименному роману Х. Давлетшиной, «Смелые девушки» по пьесе Тази Гиззата, «Эзоп» Г. Фигейреду, «Выходили бабки замуж» и «Таштугай» Ф. Булякова являются шедеврами театра».
Режиссер Вазих Сайфуллин всегда уделял пристальное внимание драматургическому материалу. Его репертуарная афиша велика и разнообразна. Наряду с произведениями русских и прогрессивных зарубежных авторов (Л. Толстой, А.Островский, Г. Фигейреду, Б. Шоу, Р. Тагор), лучших образцов многонациональной советской драматургии (В. Розов, Б. Равенских, М. Анчаров,А. Макаенок, А. Коломиец, Х. Ниязи, Т. Гиззат, Т. Абдумомунов, Ч. Айтматов, Н. Хикмет, Т. Миннулин, Х. Вахит, Д. Нормет) на ней были представлены ключевые произведения почти всех башкирских драматургов. Тонкий знаток драматургического конфликта, он сам писал пьесы. «Ночной Урал», «Умырзая», «Одна любовь и тысяча влюбленных», «Запрещенный прием» были поставлены в театрах Башкортостана и Татарстана. Он автор нескольких инсценировок и более 30 переводов. Прежде чем взяться за постановку пьесы, В.К. Сайфуллин тщательно работал с драматургом. Произведения некоторых башкирских авторов впервые увидели свет рампы в его постановках, среди них - Ш. Рахматуллин, А. Гирфанов, Т. Бикмаев, Р. Байбулатов, Г. Шафиков, Р. Кулдавлет, С. Латыпов, Ф. Буляков.
Особый интерес представляет творческое содружество режиссера Вазиха Сайфуллина и драматурга, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан, лауреата премии России в области литературы и искусства, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Флорида Булякова. Его самая популярная народная комедия «Выходили бабки замуж», которая с огромным успехом идет более, чем в 150 театрах России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Туркмении и других стран СНГ, впервые была поставлена Вазихом Кашаповичем на сцене Салаватского театра.
За большой вклад в развитие театрального искусства В.К.Сайфуллин был удостоен почетных званий Заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР (1974 г.) и Российской Федерации (1993 г.). В 1967 г. он стал лауреатом Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в Москве.
Все годы жизни и творчества Вазиха Сайфуллина его музой и путеводной звездой, первым критиком и опорой, верной спутницей жизни была Заслуженная и Народная артистка БАССР Райса Гарифовна Сайфуллина. Сколько ролей вместе: Айсылу и Юлай («Сакмар» С. Мифтахова), Гульбадар и Харрас-бай («Гульбадар» З. Биишевой), Максим и Ольга («Свадьба с приданым» Н. Дьяконова), Прохор и Анна («Васса Железнова» М. Горького), Галиябану и Исмагил («Галиябану» М. Файзи), и всегда они составляли блестящий дуэт. Райса Сйфуллина – главная героиня многих его творений: Гульюзум («Иргиз» Х. Давлетшиной), Зульхамида («Смелые девушки» Т. Гиззата), Хазина («Дети мои» А. Атнабаева), Ганна (Вечер» А. Дударева), Мадина («Одинокая» Т. Миннуллина), Фатиха («Измена предкам» Ф. Богданова), Карима Исхаковна («Миляуша – горькая рябина» Н. Асанбаева), Валия («Сны бывают недолгими» И. Абдуллина), Аклима («Выходили бабки замуж», «Похищение дедов»), Галия («Таштугай», – Ф. Булякова) и многие другие.
Всегда плотно занятая в репертуаре театра, Райса Сайфуллина много сил и времени отдавала развитию самодеятельного театрального творчества. Около 20 лет она была бессменным руководителем драматического кружка Дома культуры Башкирского отделения Всероссийского общества слепых, который под ее руководством получил звание «народный театр», и стал неоднократным лауреатом всесоюзных и всероссийских фестивалей народного творчества.
Супруги Сайфуллины воспитали тро-
их детей: двух дочерей и сына. Дочь Зухра и сын Марат пошли по стопам родителей. Зухра Вазиховна Сайфуллина, автор многих книг о жизни и творчестве деятелей культуры и искусства, работает заместителем председателя Союза театральных деятелей Республики Башкортостан по творческой работе и социальным вопросам. Марат Вазихович Сайфуллин – заслуженный артист Республики Башкортостан. С 1992 года успешно работает артистом Национального Молодёжного театра РБ имени Мустая Карима, достойно продолжая династию Сайфуллиных, посвятивших себя театру и внесших большой вклад в развитие театрального искусства и художественной культуры республики.
В 2002 году В.К. Сайфуллин ушел из жизни. В новый век Салаватский театр вступил без прославленного мастера, но его эстетика, культура театра, выпестованного им, попрежнему пронизывает салаватцев.