Новости

Налоговая амнистия. Борьба с неправомерным дроблением предпринимательской деятельности

2024-12-10 13:06
Федеральный закон № 176-ФЗ от 12.07.2024 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

За последнее десятилетие, борьба с неправомерным дроблением предпринимательской деятельности стала одной из наиболее масштабных и ключевых задач для контролирующих органов власти.

12 июля 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 176-ФЗ, внесший изменения в первую и вторую части Налогового Кодекса Российской Федерации. Одним из наиболее примечательных и существенных нововведений в рамках налоговой реформы стала налоговая амнистия по нарушениям, связанным с дроблением бизнеса.

На кого направлена налоговая амнистия?

Природа предпринимательской деятельности заключается в извлечении как можно большей прибыли при минимальных издержках, в том числе за счет минимизации налогового бремени.

Налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет малому и среднему предпринимательскому сектору ряд специальных налоговых режимов, с соответствующими льготами. В свою очередь, крупный предпринимательский сектор лишен данных преференций, так как показатели финансово-хозяйственной деятельности не соответствуют критериям их применения.

Таким образом, в целях минимизации своих налоговых обязательств, применение «схем» налоговой оптимизации за счет специальных налоговых режимов стало одним из главных инструментов для крупных предприятий - разделение одной хозяйственной деятельности предприятия на ОСНО между несколькими на спецрежимах.

Данное явление получило термин: незаконное дробление бизнеса.

17 признаков незаконного дробления (письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@):

1. Дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (УСН или ПСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность.

2. Применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности.

3. Налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса.

4. Участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности.

5. Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала.

6. Несение расходов участниками схемы друг за друга.

7. Прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса.

8. Формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей.

9. Отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов.

10. Использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта, адресов и т.п.

11. Единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой её участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими.

12. Фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами.

13. Единый для участников схемы персонал для: ведения бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, HR, юридическое сопровождение, логистика и т.д.

14. Представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса), осуществляется одними и теми же лицами.

15. Показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения.

16. Данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли.

17. Распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Стоит отметить, что относительно схем дробления бизнеса судебная практика формируется до сих пор. По-прежнему возникают обстоятельства, при которых нельзя однозначно установить факт нелегального дробления.

Что из себя представляет налоговая амнистия за дробление бизнеса?

Принцип амнистии предельно прост – организации и индивидуальные предприниматели, привлеченные к ответственности по результатам выездной налоговой проверки на основании выявления применения схем по искусственному дроблению будут освобождены от уплаты доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов, вмененных по результатам проверок за период деятельности 2022 - 2024 гг. Важно отметить, что под амнистию не попадают доначисления по решениям ИФНС, вступившие в силу до 12 июля 2024 года включительно.

Амнистия предоставляется налогоплательщику при условии отказа от схемы дробления и уплаты налогов в сумме консолидированного результата всех участников, задействованных соответствующей схеме (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Фактическое списание доначислений, произведенных по фактам дробления в 2022–2024 гг., будет производиться после подтверждения привлекаемого налогоплательщика в завершенной им реорганизации финансово-хозяйственной деятельности и отказ от использования схемы незаконного дробления. До данного события доначисленные суммы замораживаются в соответствующей части решения по итогам проверки.

Добровольный отказ от дробления

Налогоплательщик, не привлеченный к ответственности за неправомерное дробление бизнеса, но применяющий «схему», имеет возможность избежать негативных последствий и добровольно отказаться от дробления. Если при дроблении он учитывает только собственные финансово-экономические показатели, а не по группе участников в целом, то при реорганизации он должен учесть консолидированные данные. Для добровольной амнистии, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ, налогоплательщик должен:

  • рассчитать общую сумму дохода по группе лиц, между которыми "раздроблен бизнес";
  • определить на основе полученных показателей, какой должен применяться налоговый режим;
  • рассчитать налоги, исходя из этого налогового режима;
  • сдать отчетность, в которой отражены их суммы;
  • уплатить налоги, исчисленные в таком порядке.

На сегодняшний день, экономическое и правовое поле Российской Федерации находится в стадии фундаментальных изменений. Говоря о незаконном дроблением бизнеса, мы говорим о явлении, которому более 20 лет. В период 2018-2023 гг., в российских судах рассматривалось 643 дела об уклонении от уплаты налогов посредством применения «схем» дробления на общую сумму более чем 50 млрд рублей.

Несмотря на первичное скептическое отношение к целесообразности принятой налоговой реформы, касающейся в большей степени предпринимательского сектора, важно понимать и учитывать, что ряд действующих законодательных норм с течением прогресса нуждаются в модернизации и поиске новых подходов.

Автор: Наринэ Беглярова — эксперт в области налогового права

Изображение от Фрипик