Культура и искусство

Хранительницы традиций народа

В этот день во Дворце молодежи царила праздничная атмосфера. Представители древнего башкирского рода – мин, собрались на свой традиционный йыйын (съезд).

В фойе звучит музыка, молодые люди в строгих костюмах встречают делегатов и гостей мероприятия, тут же организована выставка народных ремесел. На стендах выставлены башкирские паласы, войлок, также можно увидеть кашмау, нагрудники, бусы, обереги, кольца и серьги. Все это бесценные, аутентичные образцы духовно-культурного наследия башкирского народа. Знакомимся с народными ремесленницами.

Райса Сахибгареевна Муфтиева, руководитель общества «Ак инэй» (в переводе означает «общество бабушек») Альшеевского района Республики Башкортостан:

- Наше общество было создано три года тому назад. Основная его цель заключается в воспитании молодого поколения в духе уважения народных традиций, мы хотим, чтобы они знали свои язык, историю, фольклор, а также хозяйственную и прикладную культуру нашего народа.

Закира Халиулловна Воронцова, народная мастерица:

-Я делаю паласы в национальном стиле. Вот эти узоры и орнамент характерны только для демских башкир, к которым относится и наш род мин. Это довольно трудная, кропотливая работа. В год я изготовляю пять или шесть подобных паласов. Сегодня вот привезла новые образцы.

Фанура Нажметдиновна Ганиева, жительница поселка Раевка Альшеевского района:

- После выхода на пенсию в 2014 году я занялась картинами, сделанными из атласных лент. Научилась этому занятию сравнительно недавно, случайно зайдя на соответствующий сайт интернета, а там много сведений о том, как все это делать, с чего начинать… Новая работа так увлекла меня, что я чувствую себя совершенно счастливой, когда занимаюсь любимым делом. Как-то одна знакомая увезла мои картины в Уфу, на конкурс, организованный газетой «Киске Өфө».

Там моя работа заняла призовое место.

Гульчачак Саитгареевна Валиуллина, народная мастерица:

- Я делаю женские нагрудники, кашмау (налобная повязка с лентой, спускающейся по спине, украшенная бисером, монетами), другие вещи. Всему этому научилась на мастер-классах знатока народных ремесел Асии Гайнуллиной.

В нашем обществе «Ак инэй» числится одиннадцать членов. И всех я «обеспечила» нагрудниками…

Зубаржат Садыковна Габдельманова, народная мастерица:

- Я восстановила нагрудники и кашмау демских башкир по сохранившимся фотографиям. У меня есть елэн – женская одежда одной из моих бабушек.

Особенности выкройки и орнамент свидетельствуют о том, что этот елэн принадлежит башкирам рода мин.

Марфуга Залиловна Шайхетдиновна, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, делегат 26-го съезда КПСС:

- В обществе «Ак инэй» мы ведем активную работу по сохранению родного языка, обычаев и традиций башкирского народа. Основные усилия направлены на воспитание молодежи, чтобы они росли патриотами нашей республики и страны.

Фанис Гайнетдинович Исхаков, почетный гость йыйына (съезда) минцев:

- Традиции, родной язык, история, все это, конечно же, хорошо. Их нужно знать, их нужно сохранять и развивать, Но актуальные проблемы башкирского народа должны быть обсуждены на республиканском уровне. Вот я побывал, если не ошибаюсь, на пяти йыйынах родов. Но, к сожалению, там больше проводят отчеты, иногда дискутируют... В целом, работа съездов проходит формально. Если мы работаем ради народа, то должны исходить из его интересов. Сегодня обсуждались реальные проблемы, я считаю, что минцы - большие молодцы!

Йыйын рода мин прошел в деловой и искренней обстановке. Были подняты общественно-политические, социальные вопросы. Закрытие башкирских школ, сведение к минимуму изучения родных языков, тяжелое экономическое положение в районах проживания башкирского народа – все это было в центре внимания участников съезда. Выступления Ильгиза Султанмуратова, Рашита Шакурова, Розалии Султангареевой, Амира Ишемгулова были особо актуальными и содержательными.

В заключение хочется добавить, что будущее народа зависит от самого народа, от позиции и реальных дел его сыновей и дочерей. А йыйыны (съезды) родов позволяют определить общие проблемы и работать «точечно» ради их решения. Ведь только совместные усилия общества, ежедневная работа ради лучшего будущего способны принести положительные результаты.