Булат Имашев

Тимербулат Имашев. Я вложил в театр душу, дарованный мне талант и всю жизнь

Семьдесят пять лет назад, 12 апреля 1946 года, произошло страшное событие, подлинная причина которого до сих пор остаётся тайной. «Безвременно и трагически оборвалась светлая и плодотворная жизнь Тимербулата Губайдулловича Имашева, выдающегося деятеля молодого башкирского искусства, Заслуженного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств БАССР, орденоносца» — так начинался некролог, опубликованный в те дни газетой «Совет Башкортостаны».

Предлагаем вам статью Урала Юлдашева, кандидата медицинских наук, ко дню памяти Тимербулата Имашева.

«Жизненный путь Тимербулата Имашева я условно разделил на 4 этапа.

Сложилось так, что каждый последующий этап его жизни был почти вдвое короче предыдущего: первый этап — окончание техникума искусств в 1930 году;

второй — назначение директором и главным режиссером Башкирского театра оперы и балета в 1939 году; третий -увольнение в октябре 1944 года со всех должностей и отправка в Учалы; четвертый — учалинский этап жизни. Последний этап по физическому и моральному напряжению был исключительно высок.

Тимербулат Имашев достиг невероятных успехов в организации музыкально-театрального дела? — после репрессий заменил мэтров Драматического театра Валиуллу Муртазина и Макарима Магадеева и сохранил театр.

Как главный режиссер оперного театра, сумел сделать качественный репертуар и поднять авторитет артистов. Отдельно остановлюсь на его творческих достижениях. Во многих ипостасях он был первым: первым после Валиуллы Муртазина сыграл роль Салавата Юлаева в пьесах Даута Юлтыя и Баязита Бикбая, первым в Башкирии исполнил роль Сталина, первым поставил «Черноликих» М. Гафури, был первым директором и главным режиссером Башкирского театра оперы и балета, первым поставил оперу Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха» и башкирскую оперу «Хакмар», при его активном участии был поставлен первый башкирский балет «Журавлиная песнь» совместно с балетмейстером Ниной Анисимовой.

Однако все мгновенно рушится!

Освобожден от всех должностей и, как в ссылку, отправлен поднимать Учалинский колхозно-совхозный театр. Это было отлучение героя от общества, где он был востребован. Но ведь он не выступал против системы ни скрытно, ни явно, а наоборот, активно работал на нее?! Тимербулат Губайдуллович и дальше трудится не покладая рук, в районном центре Учалы создает театр с отличным репертуаром и талантливой молодежью, который быстро получает народное признание. К сожалению, смерть поставила точку.

Всегда задаю себе один и тот же вопрос: должен был так рано умереть или погибнуть такой человек, не конкретно Тимербулат Имашев, а именно, «такой человек»?

Даже не сочиняя теорию заговора, можно сказать, что вероятность смертельного исхода была велика. Мотив? Слишком активный и требовательный к себе и другим человек. Он был острым на язык, очень популярен, никому не давал покоя, поэтому «большим людям» и чиновникам, не желающим что-либо делать, было трудно с ним.
Сцена из спектакля Н. Погодина «Человек с ружьем». В роли Сталина - Тимербулат Имашев

Для достижения цели Тимербулат Имашев использовал все возможные рычаги. Он враг чиновников и бюрократов, не привыкший прогибаться. Елена Боннер, жена академика Сахарова, отца водородной бомбы, когда тот был сослан в город Горький, сказала про мужа: «Большой талант в определенный момент жизни становится сильнее инстинкта самосохранения». Сказано точно. Смерть Т.Г. Имашева не была случайной. Версия ограбления не годится, так как деньги, пистолет и документы в портфеле были целы. Не выдерживает критики и версия о том, что его приняли за беглого преступника, о чём говорит следующая информация: «На ст. Яхино 6 апреля 1946 года в теплушке поезда №911 оперуполномоченным оперпункта ст. Кропачево Лукьяновым Ф.П. ломом зверски был убит заслуженный деятель искусств БашАССР, народный артист РСФСР, орденоносец, член ВКП (б) т. Имашев Тимербулат Губайдуллович». Спутать беглого преступника с хорошо одетым интеллигентным человеком невозможно. И в этой и в других попытках дать объяснение отсутствует элементарная логика…

Тимербулат Имашев быстро прошел все ступени театра, стал руководителем, театральным деятелем. Он страстно хотел вернуться к актерской работе, но жизнь сложилась иначе. Освободив от одной руководящей работы, его перевели на новую должность еще более трудную. Может, надеялись, что там, в Учалах, он затеряется и успокоится? Но такая мысль сама по себе наивна, так мог думать только тот, кто не знал Тимербулата Имашева. Есть одна общеизвестная истина – чем ярче человек, тем короче его жизнь. Расцвет таланта, неординарной личности всегда приводит к трениям и конфликтам с обществом и со средой, в которой он живет. Судьба таланта часто трагична, так как талант не вписывается в обывательскую жизнь, он всегда выходит «за рамки», общество невольно разделяется на два лагеря: на обожателей таланта и его ненавистников. Существует еще и третья сила – это люди, способные «убрать» талант. Эти люди – «сильные мира сего» ? испокон веку решавшие свои неприглядные или просто черные дела с помощью наветов, дуэлей, ссылок и репрессий. Так уходили гении в России. «Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы» – вот наиболее точная формулировка убийственного принципа, за которым следует политика предания забвению. Но, к счастью,со временем в обществе появляется чувство признания своей вины перед талантом, за которым следует реабилитация.

Реабилитация после репрессий и гонений является наиболее значимой среди всех «извинений и покаяний» общества перед личностью. В нашем случае реабилитацией была популяризация жизни и творчества преданного искусству человека Тимербулата Имашева его родственницами и общественностью.
М. Джанан «Шахнамэ». Шах Юсуф - Тимербулат Имашев

Его жизнь служит примером того, как нужно работать над собой, как нужно отдавать свои силы и душевную энергию любимому делу. Тимербулат Имашев писал в своем дневнике: «Время все расставит по своим местам. Я вложил в театр душу, дарованный мне талант и всю жизнь. Я сыграл более пятидесяти ролей. Кто-то меня даже назвал «Качаловым башкирского театра». Мне удалось поставить около двадцати драматических и десяти оперных спектаклей. В равной степени я обращался к мировым классическим традициям и к национальному творческому наследию. Я шел по пути сотворения красоты, любви и добра. Обращаюсь к вам, дорогие потомки, пусть продолжится этот путь».

Он родился на заре нового века, в переломный момент истории. Эта новая жизнь проявила много талантов на просторах многонациональной России и у нас в Башкирии. Выросло новое поколение писателей, драматургов, композиторов, художников, артистов, и все эти талантливые люди сплотились вокруг драматического и оперного театров и филармонии. Не секрет, что многие законы, принципы и тенденции в театральном искусстве современности были заложены еще в те легендарные времена. В числе таких именитых личностей, как Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Мейерхольд, позднее Товстоногов, а также знаменитых преподавателей ГИТИСа С.С.Смышляева и И.Н. Берсенева, достойное место занимает и Тимербулат Имашев. Его

называли Качаловым, Станиславским и Немировичем-Данченко башкирского театра, и эти характеристики вполне достойны нашего героя. Трудное детство, раннее взросление, детская мечта, приведшая к расцвету таланта, бескорыстная помощь окружающим и даже безоглядная беспечность в отношении своей судьбы – вот путь истинного таланта. Остается добавить, что период замалчивания и дискредитации Тимербулата Имашева закончился и, как бы ни хотелось этого некоторым деятелям от искусства, наступило время истины и признания его заслуг перед нашей Родиной Башкирией.

Кандидат исторических наук, журналист и известный продюсер Салават Хамидуллин пишет: «Что сказали бы наши предки, воскресни они из мертвых? Вероятно, во многих из нас они не узнали бы своих потомков». Хочется добавить:

почему мы забываем своих достойных предков, кому это нужно? Почему был забыт Тимербулат Имашев, выдающийся театральный деятель Башкирии? И здесь Салават Хамидуллин приводит

слова философа Николая Бердяева:

«Вы … пользуетесь тем, что наши отцы, деды и прадеды лежат в земле, в могилах, и не могут подать своего голоса…

Вы пользуетесь их отсутствием, чтобы устроить свои дела, использовать их наследство, не считаясь с их волей». Забывшие и сами будут забыты».

Урал Юлдашев