Культура и искусство

Язык мой — друг мой

Я рос в созвездии двух языков — татарского и башкирского. Представляете, как мне было трудно учиться в русской школе? Все мои неуспехи в классе были вызваны тем, что я совершенно не понимал свою первую учительницу, русскую красавицу Лидию Ивановну. В детский сад до этого я не ходил, дома говорили только на татарском: не знаю, правильно ли я понимал тогда русскоязычную дворовую ребятню. Жизнь взяла свое: окончив школу, я научился лихо писать и говорить по-русски. Да так, что однажды, учась в восьмом или девятом классе, я растерялся, услышав от учительницы русского языка и литературы незабвенной Марии Яковлевны Юрковой, давшей нам задание написать на свой выбор рецензию на какое-либо произведение: «Самая лучшая рецензия оказалась на новеллу А.П. Чехова «Дочь Альбиона», посвященная трагической судьбе английской гувернантки, с оценкой «5»; написана учеником Кудашевым». Мои пробелы в родном языке восполнила преподавательница университета, где я учился на химическом факультете - супруга композитора Наримана Сабитова. Тогда, в 60-е годы, у нас на курсе ввели факультатив по изучению татарского языка, и мне пришлось сдавать зачет по этой дисциплине.

Следует отнести к моему далекому детству воспоминания, когда родители, профессиональные артисты – в каждый каникулярный сезон - увозили меня с сестренкой с собой на гастроли, и со сцены я слышал их заученные речи.

Что-то откладывалось в памяти. Тут уж, что называется живьем, понял близость двух тюркских языков. Отец, окончив класс вокала в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, стал оперным артистом и исполнял роли не только в классических операх «Кармен», «Травиата» и других, но и в первой башкирской опере «Акбузат» (Х. Заимов, Спадавеккиа). Часто во время концертных выездов в районы республики, он вместе с труппой актеров: Х. Галимовым, М. Хисматуллиным, М. Салигаскаровой, Б. Валеевой и другими выступал на сцене в качестве ведущего. А после перехода в Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури он всю свою оставшуюся творческую жизнь посвятил башкирской драме.

К своему счастью, я настолько «слился» с драматическими артистами, что стал в коллективе своим.

Я играл, в основном, в массовых сценах в «Тальянке», «Черноликих», но приходилось поучаствовать и в коротких эпизодах, заменяя актрису С. Батршину. На сцене в те годы блистали замечательные корифеи сцены Б. Юсупова, Т. Рашитова, З. Бикбулатова, Л.Ахтямова, Р. Янбулатова, Т. Имашев, А. Мубаряков, Г. Мингажев, В. Галимов, Д. Файзуллина, Г.Сулейманов, Г. Карамышев. В некоторых сценах мне довелось выступать в роли мальчиков вместе с отцом и матерью. А в «Асылъяре» я играл в эпизодической сцене с А. Гилязевым, который исполнял роль возлюбленного девушки в игре с актрисой Р. Янбулатовой. В «Черноликих» мне пришлось исполнять роль шакирда медресе, где наставником - учителем был виртуозный актер В. Галимов. Где-то в 1952-1953 гг. во время гастролей театра в Казани на сцене театра юного зрителя, расположенного на улице Н. Островского, 10, мне особенно запомнилась моя роль русского мальчика в пьесе «Салават Юлаев».

Тогда в роли героя башкирского народа выступал Арслан Мубаряков, получивший звание народного артиста СССР после знаменательной декады Башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году.

Прошли годы, любовь к театральному искусству у меня впиталась, уж точно, с молоком моей матери. Именно в нашем театре я понял, что искусство интернационально. Я привык любить наш театр, где бок о бок трудятся башкиры, татары, русские. Мой отец всю свою жизнь почитал композитора Загира Исмагилова, с которым в свое время учился в Московской консерватории. Моя бабушка рассказывала, что во время студенческих каникул Загир агай вместо того, чтобы поехать в свою родную деревню, часто гостил у них в доме, который находился на улице Гоголя в Уфе. Сохранилась среди домашних реликвий фотография артистов театра и деятелей искусства Х. Сафиуллина, З. Исмагилова, Х. Заимова, Х. Кудашева с Героем Советского Союза Т. Кусимовым. А зимой 1961 г. отец меня познакомил с Т. Кусимовым перед входом в театр, когда я был еще тогда студентом. Частым гостем у нас был поэт Якуб Кулмый, стихи которого отец часто декламировал по радио.

Мы с сестрой практически объездили всю Башкирию. В деревнях, в которых гастролировал наш драмтеатр, гостиниц не было, и нас поселяли в частных квартирах. Да и надо так-же сказать, что и столичные актеры из Москвы распределялись на постой в городских квартирах. Хорошо помню, как во время летних студенческих каникул, когда родители были на гастролях в Челябинске и Магнитогорске, в одну из наших комнат поселили двух скрипачек, Лиду и Аиду, из гастролировавшего тогда в Уфе Театра музыкальной комедии из Москвы.

В его составе были уж к тому времени известные артисты как, например, Александр Шворин, снявшийся впоследствии в ряде художественных фильмов. Высокий статный актер, под два метра, красавец, одним словом. И еще Готлиб Ронинсон, снявшийся в эпизодической роли у Эльдара Рязанова в фильме «С легким паром!».

А спустя год у нас «гостили» цирковые артисты, акробаты Эмилия Линде и Валентин Воронков. А Валентин даже научил меня китайскому трюку, который я продемонстрировал во время женского праздника, 8 марта, у себя на работе. Должен признаться, что только одна из наших сотрудниц смогла разгадать этот фокус в моем исполнении. В цирке «Шапито», который ранее располагался в парке им. А. Матросова, запомнил виртуозного китайца Ван Зе Вея, который прыгал с разбега через деревянный обруч с торчавшими внутри острыми ножами без опасных последствий.

Будучи на летних гастролях вместе с матерью и отцом, мы с сестренкой проживали на квартире главного режиссера Казанского ТЮЗа Генриха Зигмундовича Цайзеля, которая располагалась прямо во дворе театра; в это время его семья и он сам были на отдыхе. А однажды судьба дала нам возможность совершить экскурсию на Башню красавицы Сююмбике. Впоследствии, в связи с тем, что она чуть накренилась, это делать было уже запрещено.

Наша семья поддерживала дружеские, творческие и даже родственные отношения со многими знаменитыми людьми. У нас гостями были Амин Зубаиров, драматург и писатель Наки Исанбет, Хусаин Ахметшин и многие актеры. Помню, как в Уфу приезжал музыкальный драмтеатр из г. Ровно. В связи с болезнью отца мне тогда пришлось выполнять вместо него обязанности администратора. Искусство соединяет народы!

Р.Х. Кудашев, профессор.