Люди дела

Богаты деяниями своими

«Башкирия, я снова вдалеке
От звёзд твоих, но не неразлучен с ними.
Где б ни был, у меня на языке
Всегда твоё единственное имя…»

Эти слова поэта Мустая Карима, как слепок с удивительной судьбы Рахимкулова Сахабетдина (1881-1930 гг.). Жизнь его – это созидание и миссия просветительства, как притча, о человеке с внутренним стволом, корни которого, уходят глубоко в землю родного края, а искренность чувств привязанности и любви, которого, к этому краю была так велика что, если вырывать корни – значит погубить.

Родился Сахабетдин в селе Большие Каркалы, Белебеевского уезда, Уфимской губернии, в семье зажиточного землевладельца Галлеметдина Рахимкол, в собственности у него и его сыновей были обширные земельные угодья, гурты и стада лошадей. У Сахабетдина было 650 десятин (650 га), он с детства был вовлечён в управление большим хозяйством, а это требовало знания о ведении земледелия, навыки руководства, но любовь к своей земле, позволяла справляться со многими задачами. Помимо земель и домашнего скота был табун лошадей и это позволило организовать своё кумысопроизводство. В те времена на кумыс был большой спрос благодаря его лечебным свойствам. Первая лечебница была открыта в селе Надеждино (Аксаково), в 1901 году здесь отдыхали Антон Павлович Чехов со своей женой, по их советам, потом многие писатели приезжали в Башкирию поправлять здоровье

Земледелие также было одним из основных направлений семейного хозяйства. Масштабы работ были таковы, что приходилось нанимать от 50 до 100 сезонных рабочих для посева и сбора урожая.

Сельская жизнь требовала развитие инфраструктуры и Рахимкуловы брали подряды на строительство. Были построены мечети в своём селе и в соседних сёлах. При мечети построили медресе.

Систематическое обучение детей в селе началось в 1886 году с открытием мечети. Учащиеся медресе – шакирды, занимались тем, что за муллой повторяли хором религиозные тексты, как правило из корана. Тексты были написаны на арабском языке, их заучивали, язык был непонятным, поэтому были трудности с запоминанием.

Мышление хозяйственника, развивающего земледелие в условиях технического прогресса (стали применять сельхозмашины и тракторы), побудило в Сахабетдине желание организовать общеобразовательную школу, которая позволит детям получить знания светского характера: география, математика, история, литература, правописание и т.д.

Сахабетдин, имея первоначальные азы образования, такие как чтение, счёт, правописание, понимает, что для создания школы нужны знания преподавателя, да и свой образовательный уровень тоже необходимо повышать.

В 1902 году, ему исполняется 21 год, и он поступает в первую Казанскую татарскую учительскую школу. Эта школа была открыта в 1876 году, в рамках реализации национальной политики и миссионерских планов Российского государства, на средства казны. В задачу школы входило продвижение светских наук в национальные школы мусульманского сообщества для подготовки образованных людей, представляющих «тип мусульманина новейшей формации». Преподавали в школе, философ и вероучитель Шакирджан Марджани, ученый-энциклопедист Каюм Насыри, просветитель Ибрагим Терегулов, Шакирджан Тагиров и другие.

Жизнь школы была насыщенной. Действовал театральный кружок, устраивались спектакли, литературные вечера, посещали городской музей, общественную библиотеку участвовали в благотворительных мероприятиях. Среди воспитанников школы известные политические и государственные деятели: Калимулла Хасанов, Садри Максудов, писатели Гаяз Исхаки и Гафур Кулахметов, военачальники Якуб Чанышев и Хусаин Мавлютов, химик-органик и ректор Казанского университета Гильм Камай и другие.

В 1906 году Сахабетдин заканчивает учительскую школу и вдохновлённый новыми знаниями приступает к созданию школы в своём селе.

Здание медресе служило на первых порах, школой с расширенным образованием, где помимо изучения корана, стали входить математика, география, правописание, изучение русского языка. Сахабетдин на свои средства приобрёл парты, наглядные пособия, глобус. В этом деле ему оказывали поддержку родные. Жители села также, приветствовали создание школы, и дети охотно посещали занятия. Но, были и противники внедрения русского языка. Сахабетдин расценивал образование как основу воспитания гармоничной личности и вкладывал душу в благое дело. Был требовательным в соблюдении дисциплины посещения уроков и этики чистоты во всём.

Следует отметить, что в эти годы шли преобразования Российского государства. Этому способствовала буржуазная революция 1905 года. С 1906 года начала работать аграрная реформа Петра Столыпина, которая поддерживала крупных и средних землевладельцев и позволяла крестьянским общинам приобретать землю в собственность, а также возможность свободно ею распоряжаться. Тем самым крестьянство постепенно превращалось в имущий класс. Это стало гасить недовольство крестьян. Аграрная реформа позволила России за короткий срок выйти на пятое место в мире по темпам экономического роста в промышленности и земледелии. В этом числе предусматривались реформы местного самоуправления, введение всеобщего начального образования и веротерпимости. Это был подъём в деятельности семьи Рахимкуловых. Сахабетдин брал кредиты, покупал с/х машины, укрупнял хозяйство.

В 1911 году в селе Большие Каркалы произошел сильный пожар, сгорело около 40 домов. При восстановлении села мечеть снова отстроили, а медресе не успели, началась Первая мировая война (1914-1918 гг.). Помимо войны, шло переформатирование Российского государства в Страну Советов, путём революции установилась Советская власть в 1917 году. Новая формация отменяла частную собственность и заменяла на коллективную. Это встречало сопротивление. Со стороны частей войск Российского государства (белогвардейцы) и вновь созданной Красной армией, началась гражданская война. Череда масштабных событий, негативно влияли на жизнь в деревнях и селах. Шёл отток крестьян для пополнения рядов в армиях по обе стороны баррикад. Затяжные военные действия, голод в армии и среди населения большинства районов страны привели к установлению «продразвёрстки», когда большую часть урожая и скота забирали для нужд войны, а также этим пользовалась Советская власть для решения революционных задач.

Наступили не легкие времена и для села Большие Каркали, но жизнь продолжалась и радовала событиями в личной жизни Сахабетдина. В 1916 году, Сахабетдин женится на красавице Мархабе (1893г.р.) из небогатой семьи служивых, города Стерлитамака и увозит её в своё село. На тот момент Сахабетдину было 35 лет, зрелый, умный, трудолюбивый мужчина, как говорят в таких случаях: завидный муж. Заботой и любовью окружает Сахабетдин свою красавицу. С отцовской радостью было встречено рождение детей: четырёх сыновей – Хасан, Амин, Хайдар, Уз и двух дочерей – Равзия и София – моя мама (прим. автора статьи).

Большие нагрузки по ведению хозяйства и семейные обязанности, казалось, бы поглощали силы Сахабетдина, но внутренняя духовность и понимание своей просветительской миссии, дает дополнительную энергию для возобновления образования на селе. В 1922 году Сахабетдин Рахимкулов в своем доме открыл двухклассную, а затем четырехклассную светскую школу.

Вместе с ним обучал детей и будущий видный публицист и поэт Гали Рафикый. Он был родственником Рахимкуловых и жил в их доме. У школы своего здания не было. Учили в домах Сахабетдина и его родного брата Камалетдина Рахимкулова. Гали Рафикый, будучи писателем, поэтом, разработчиком учебно-методической литературы, языковедом, делился своими знаниями с учащимися, это был большой вклад в образовательный процесс.

Обстановка в России складывалась победой Советов на местах, соответственно, вступали новые законы. Началась коллективизация в сельских районах. Земля изымалась у крупных и средних владельцев в пользу коллективных хозяйств, возглавляемых сельскими советами. Был введён «продналог», фиксированная норма собранного урожая и продуктов животноводства. Налог был таков, что приходилось добровольно отказываться от земель и скота, оставляя необходимое для жизнедеятельности семьи. Сахабетдин, понимая неотвратимость происходящих перемен, пытался вступить сельсовет, чтобы в новых условиях продолжать заниматься всеми видами сельского хозяйства и обеспечить безопасность семьи, но положение землевладельца, не позволяло стать членом по законам советской власти.

В процессе коллективизации большая часть земельных угодий у Сахабетдина изъяли и передали в общее пользование, вновь организованному сельсовету. Преподавание в школе продолжалось.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Эта одна из трагических страниц в истории Страны Советов. В качестве репрессивных мер было предложено: направить в трудовые лагеря, сроком до 10 лет – 60 000, выселить 150 000 кулаков , у высылаемых конфисковать имущество, денег разрешали оставить до 500 рублей на семью.

Интересно, в этой связи высказывания об этом постановлении, профессора кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета Сергея Красильникова:

«Власть преследовала сразу несколько целей. Во-первых, страна вступила на путь сверхфорсированной индустриализации, и основным людским ресурсом «великих строек» объективно должно было стать крестьянство, составлявшее четыре пятых населения СССР. Власти нужен был некий «универсальный работник», которого можно оперативно бросить на строительство новых промышленных производств, на лесозаготовки, оставив при этом часть в колхозе, с полным отчуждением от результатов своего труда. Во-вторых, в рамках стратегии экономических преобразований самой деревни была сделана ставка на крупные коллективные сельхозпредприятия (колхозы и «агрокомбинаты»), которые должны были прийти на смену миллионам мелких единоличных крестьянских хозяйств. С полной ликвидацией частной собственности: в советской экономике она объявлялась абсолютным злом. И крепкий, зажиточный крестьянин-единоличник никак не вписывался в эту идеологию. Он был обречён.

В итоге сельское население в СССР на долгие годы оказалось на положении внутренней колонии, поставщика ресурсов – собственно сельхозпродукции и человеческого материала».

С 1930-1931 годы подверглись репрессиям и отправлено на поселение в трудовые лагеря от 1,8 до 2 миллионов крестьян и членов их семей, как правило на Урал и в Сибирь.

В связи с этим постановлением, братья Сахабетдина, заблаговременно оставили всё хозяйство и покинули село. В постановлении было прописано, что учителей и агрономов, не подвергать репрессиям и Сахабетдин поверил в это, надеялся, что останется в родном селе и будет заниматься обучением детей. Покидать родной край, землю, с которой породнён и духовно, и физически, как семя, проросшее и пустившее корни, впитавшее красоту и бесконечную мудрость своего эпоса – было смерти подобно. Но, жернова Страны Советов, перемалывали судьбы, порой неповинных людей, оперативно выполняя разнарядку по количеству арестов и судов. Не избежал этой участи и Сахабетдин. В сентябре 1930 года, его арестовали и этапировали в Уфу, заключив в Башкирский центральный исправительный дом. Одновременно, арестовали и его брата Камалетдина, он тоже был уверен, что избежит ареста, поскольку его сын был членом комсомольской ячейки, но это не спасло, «план – есть план» сбои были не допустимы.

Арест Сахабетдина был сокрушительным ударом для Мархабы и их детей, да ещё на руках годовалый сын. После того, как Сахабетдина увезли, долгое время не было ни каких известий, был гнетущий страх непонимания произошедшего и страх за будущую жизнь без главы семьи. Мархаба и Гульсум – жена Камалетдина, после длительного и мучительного ожидания, решили съездить в Уфу и узнать, что происходит с их мужьями. В январе 1931 года, они на зимней лошадиной повозке отправились в Уфу. Поездка не увенчалась успехом, не смогли добиться какой-либо информации. Стояли трескучие морозы. Повозкой управляла Гульсум. Домой Мархаба вернулась обессиленной и промёрзшей. Она обняла детей и сказала, что никогда уже не отогреется. Простуда обрушилась на неё и сопротивляться не было сил. Мархаба сгорела, как свеча.

2 августа 1931 года Сахабетдину и Камалетдину вынесли определение: заключение в трудовой лагерь сроком на 10 лет, с конфискацией имущества, семья должна покинуть место проживания. Это был «билет в один конец». Гульсум со своими детьми уехала в Среднюю Азию. Мархабы уже не было в живых, погиб и маленький сын. Старшая дочь Равзия, тоже простыла, из-за отсутствия лекарств, умирает. Хасана, Амина, Хайдара определяют в детский дом в Бирске. Спустя три года Амина и Хайдара забирает к себе родственница из Стерлитамака, Хасана забирают казанские родственники. Софию определяют в дом-коммуну им. Н.К. Крупской, в Уфе, и она там воспитывалась до совершеннолетия. При отправлении в Уфу, ей была выписана личная справка, в которой в графе «родители» стоял прочерк. Так из сознания детей вымывали связь с родителями, которые «провинились» перед советской властью. По воспоминаниям мамы, дом-коммуну курировал БашЦИК. Воспитание, обучение и отношение к воспитанникам было достойным, помимо общеобразовательной программы, давали музыкальное образование. Воспитанники выступали с концертами в Башфилармонии. Также, были организованы поездки в летние лагеря в Крым, для общего оздоровления.

Советы одной рукой гладили по голове, а другой отбирали близких и родных. Как бы ни была хороша жизнь в коммуне, что может заменить сердечную любовь и заботу родителей! Все дети Сахабетдина получили высшее образование и, каждый своим путем реализовывал свои планы в жизнь. Трое Хасан, Амин и Софья были участниками Второй мировой войны 1941-1945 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г.

«О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов», осудить массовые репрессии периода сталинизма. Считать всех граждан, которые были репрессированы органами ОГПУ НКВД – реабилитированными. Это важно, что с Сахабетдина снята судимость: «Не виновен».

В 2015 году в селе Большие Каркалы состоялось открытие памятника – мемориала, в честь 70-летия победы СССР над фашисткой Германией. На монументе были высечены имена и фамилии участников войны из этого села. Архивные документы по детям Сахабетдина, участникам ВОВ, к тому моменту ещё не были готовы. При содействии Хамидуллина Азата Вазиховича, в эти годы он был Главою администрации сельсовета Большие Каркалы и заслуженного артиста и народного артиста РБ и РТ Айдара Галимова, он был организатором создания и установки мемориала, были нанесены фамилии участников войны Хасана, Амина и Софии Рахимкуловых на монумент Памяти воинов. Большая благодарность им за деятельное участие. Таким образом, опосредованно, были возвращены дети Сахабетдина в родные края, откуда они были противоестественно вывезены.

В 1934 году начальная школа была преобразована в неполную среднюю – 7-летнюю. Школа теперь располагалась на месте бывшей медресе в центре села, чуть ниже пожарного депо, туда перенесли дома Рахимкуловых Камалетдина и Сахабетдина, в которых при их жизни проводили обучение. Эти здания, и вновь построенные, прослужили довольно долго школой. Сахабетдин и Камалетдин своими домами продолжали участвовать в образовательном процессе. В 1984 году было построено новое здание школы.

Сегодня среднюю общеобразовательную школу в с. Большие Каркалы возглавляет директор Ильмир Вакилович Иркабаев. Хочется поблагодарить его за труд и продолжение традиций образования и главное за сохранение памяти о первом организаторе школы Рахимкулове Сахабетдине. История развития образования в селе Большие Каркалы, размещена на сайте школы. Спасибо жителям села, что сохранили светлую память о моём деде. Все начинания Сахабетдина нашли достойное продолжение до сегодняшних дней. В 1976 году газета «Октябрь» (Миякинский район) сделала выпуск, в честь 95-летия Сахабетдина Рахимкулова, посвященный его просветительской деятельности. Память потомков, это большая награда.

Альмира Рахимкулова,
внучка Сахабетдина Рахимкулова