Булат Имашев

Выдающаяся личность

Имашев Булат (Тимербулат) Губайдуллович [10.1.1908, д.Азнаево Белебеевского у. Уфим. губ. (Бижбулякский р-н РБ) — 12.4.1946, похоронен в Уфе], актёр, режиссёр. Заслуженный арт. РСФСР (1944), заслуженный деятель искусств БАССР (1942). Окончил Башкирский техникум иск-в (1930; курс В. Муртазина-Иманского, М.А.Магадеева), учился в ГИТИСе (1933—37). В 1927—43 актёр, режиссёр (в 1937—38 гл. режиссёр) БАТД, одновр. в 1935—41 преподаватель Баш. театрально-худ. уч-ща, с 1939 гл. режиссёр, дир. БГТОиБ, с 1943 дир. и художественный руководитель Учалинского колх.-совх. т-ра.

Высокая сценическая культура, темперамент, обаяние, яркие внешние данные определили широкую популярность актёра и выдвинули его в число вед. деятелей нац. сцены 30—40-х гг. 20 в. Осн. роли: Фрондосо («Һарыҡ шишмәһе» — «Овечий источник» Лопе де Веги; дебют, 1929), Карл Моор («Юлбаҫарҙар» — «Разбойники» Ф.Шиллера;, Суюндук («Ҡарағол» — «Карагул» Д.Юлтыя), Шатмурат («Ҡарлуғас» — «Карлугас» Б.Бикбая). Как режиссёр И. большое внимание уделял работе с актёрами, муз. и худ. оформлению спектаклей. На сцене Башкирского театра драмы поставил «Галиябану», «Өйләнеү» («Женитьба»;

1937) Н.В.Гоголя, «Ташҡындар» («Потоки»; 1938) Т.Гиззата, Башмагым»; в Театре оперы и балета — «Аршин мал алан» У.А.Гаджибекова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (оба — 1939), «һаҡмар» («Хакмар»; 1940) М.М.Валеева, «Акбузат» и др.; в Учалинском колх.-совх. т-ре — «һаҡмар» («Хакмар»; 1945) С.М.Мифтахова, «Ҡара йөҙҙәр» («Черноликие»; 1946) Г.Амири и В.Г.Галимова по одноим. повести М.Гафури и др. Среди учеников Г.А.Арсланов, З.Ш.Арсланова, З.А.Ахмерова. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944). Его именем названы улица и основная общеобразовательная школа (в ней создан музей И.) в с.Азнаево, улица в с.Бижбуляк. Лит: Мәһәҙиев М.Ә. Театр тураһында:

мәҡәләләр йыйынтығы. Өфө, 1962; Хөснийәров С. Иҫтә, һаман да иҫтә...: иҫтәлектәр. Өфө, 1996 Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. З.З-К/ гл. ред. М.А. Ильгамов.-Уфа : Башк. энцикл., 2007. - 672 с. : ил., карты.( 158 с.)
Надо знать и помнить замечательных людей своей республики, изучать и пропагандировать их вклад в развитие родного края, его культуры, считает Фардуна Касимовна Касимова – одна из ведущих специалистов в области подготовки актеров и режиссеров для театров Башкортостана и России, профессор, заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный работник культуры Удмуртии, член Союза театральных деятелей СССР, лауреат премии им. народного артиста СССР М.Царева, награждена Золотой медалью К.С. Станиславского.

Уверена, что о жизни и творчестве этого выдающегося деятеля культуры республики надо знать, помнить, рассказывать.

Приятно, что имя Тимербулата Имашева увековечено в названии улиц в Азнаево, Бижбуляке и Уфе. Его имя носит общеобразовательная школа в Азнаево. В этом же селе есть школьный, а также отдельно построенный музей, посвященный его жизни и творчеству.

В Бижбулякском районе пройдет фестиваль «Театр.Творчество. Талант», посвященный 115-летию Тимербулата Имашева. Приятно, что в Год культуры наша республика получила хороший подарок: вышла книга «Тимербулат Имашев. Судьба таланта». Спасибо ее автору Уралу Юлдашеву, спасибо ООО «Гюлистан», которое помогало в выпуске книги.

Таких людей, как Тимербулат Имашев, нельзя забывать, нужно обязательно изучать его творчество и в школах, и в театральных учебных заведениях Башкортостана.»

– Имя Тимербулата Губайдулловича Имашева – выдающегося актера, режиссера, педагога, художественного руководителя Башкирского академического драматического театра, первого директора и главного режиссера Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР, заслуженного артиста РСФСР – сопровождало меня практически с детства, – рассказывает Ф.К.Касимова.

– В наш Балтачевский район, где я выросла, нередко приезжал на гастроли Башкирский театр драмы, художественным руководителем которого в 30-е годы был Тимербулат Имашев. И мы, дети, старались не пропускать ни одного спектакля. В тяжелое время Великой Отечественной войны театр практически спасал население от горя, переживаний, поддерживал в людях веру в жизнь.

И среди артистов было немало учеников и последователей Тимербулата Имашева. Его имя всегда было на слуху у всех деятелей культуры Башкирии. Знали о нем и мы – простые сельские жители.

Театром я была увлечена, кажется, всю свою жизнь. Еще девчонкой вместе с подругами готовила и показывала спектакли своим односельчанам.

Женщины собирались в доме, вязали для фронтовиков теплые варежки и носки, а мы, дети, показывали им свои спектакли, концерты и были очень рады, что доставляем людям радость. Наши спектакли мы посвящали военной теме, представляли, как с фронта возвращаются мужчины, раненные на полях сражений, как их встречают жены и матери. И эти сюжеты наши зрители воспринимали очень эмоционально.

Не удивительно, что после окончания школы у меня не было проблемы выбора профессии: в 1954 году я поехала в Москву и поступила в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, где в то время формировалась группа башкирских артистов. Нашу студию вели ученики К.С. Станиславского Борис Владимирович Бибиков и Ольга Ивановна Пыжова, а также профессора Ольга Ивановна Старостина, Николай Викторович Пажитнов.

Нам повезло заниматься с такими замечательными учителями. Но мы никогда не забывали своих знаменитых деятелей культуры, в том числе Тимербулата Имашева, с которого всегда брали пример служения театру. Выпускники нашей студии 50 лет держали на высоком творческом уровне деятельность Башкирского академического драматического театра, были его ведущими артистами.

После окончания института я приехала в Уфу со студией, и месяц мы гастролировали по Башкирии с нашими дипломными спектаклями.

Позже мне пришлось уехать работать в Нальчик, и я 7 лет не жила в Башкирии. Потом окончила в родном вузе аспирантуру, преподавала. В Москве познакомилась с Львом Борисовичем Степановым, который работал в свое время над музыкой к балету «Журавлиная песнь». Он всегда вспоминал Тимербулата Имашева, те счастливые времена, когда сотрудничал с ним. Тимербулат Губайдуллович ставил драматургию балета и помогал композиторам в работе над музыкой.

Лев Борисович говорил, что это был истинный патриот Башкортостана и великий деятель развития культуры республики.

Когда в Уфе открывали институт искусств, меня пригласили туда для организации театрального отделения. И я вернулась в родную Башкирию. С того времени, почти за полвека, выпустила более 500 актеров и режиссеров, которые сегодня успешно работают в театральном искусстве.

Мы много готовили режиссеров народных театров, следуя завету Тимербулата Имашева, который считал это направление очень важным и занимался развитием самодеятельного театрального искусства.

Фардуна
Касимовна
Касимова,
заслуженый деятель искусств БАССР