1920 год. Над забайкальской степью бушует мартовский буран. Небо в свинцовых тучах. Бледное, усталое солнце уже которые сутки прячется в задворках своего небесного царства. Но длинная колонна всадников, подобно огромной змее, медленно ползёт вперед. Мужчины вооружены до зубов, в колонне есть даже несколько пушек, на санях разместились их дети и жены. Это остатки башкирских полков под командованием братьев Курбангалиевых направляются в Китай. Они предпочли свободу на чужбине.
Им не по пути с «красными». Впереди Чита, «столица» Забайкалья, Хинганские горы, государственная граница, город Харбин… Затем недолгое пребывание в сопредельной стране, переезд в Японию, а после Второй Мировой войны - эмиграция в Австралию, США, Канаду. И почти полное растворение на чужбине, ставшей для них новой родиной. А пока они упорно двигаются вперед, навстречу неизвестной своей судьбе.
2012 год. Несколько всадников под башкирским флагом скачут по забайкальской степи. Едут они по тропе, проложенной их дедами почти сто лет тому назад. Возглавляет участников «Похода памяти» подполковник запаса Рафик Абузгильдин…
Сын бригадира колхоза «Мир» Ашрафа Миннемухаметовича и Гайши Миневалеевны Сагитовой родился 28 августа 1949 года в деревне Кызыл-Юл Альшеевского района Башкортостана. Помимо Рафика в семье ещё пятеро детей - Минегуль, Гульехан, Марс, Гульнур и Рафаил.
С детства Рафик полюбил лошадей. Примерно годика в три Талгат агай посадил его на коня. Мальчик не слезал с него весь день – так захватила его езда верхом! Сначала лошадь попыталась сбросить маленького «наглеца». Но тот оказался не из слабого десятка – обоими руками вцепился за гриву животного, как клещ...
Так маленький мальчик стал всадником…
В 1963 году семья переехала в Забайкалье. В то время проводилась политика переселения семей из западных и центральных районов СССР на Дальний Восток. Боялись потенциальной китайской экспансии. Абузгильдины получили дом, домашний скот в селе Бырка Приаргунского района Читинской области. Занимались в основном скотоводством. В 1973 году Рафик с отличием окончил ветеринарный факультет Государственного сельскохозяйственного института г. Улан-Удэ с лейтенантскими погонами (в вузе была военная кафедра). Лучшие годы его жизни оказались связанными с военно-ветеринарной службой. От заместителя командира роты по политической части дослужился до начальника военно-ветеринарной лаборатории округа. Проходил службу в отдаленной местности Забайкальского ВО, БАМ, Монголии, Чернобыле. На пенсию вышел по состоянию здоровья в 1998 году, в должности начальника лаборатории округа, в звании подполковника, со множеством наград, благодарственных писем и грамот.
Супруга (увы, ныне покойная) Таисия Ивановна подарила ему дочь Ирину (24.01.1985 г.) и сына Касима (15.01.1987 г.). Оба получили хорошее образование и достойную путевку в жизнь. Ирина окончила факультет международных отношений Читинского государственного университета и трудится ныне в коммерческом предприятии, владеет английским и китайским языками. Касим пошел по стопам отца: окончил сельскохозяйственную академию в Улан-Удэ, сегодня служит кинологом в пограничных войсках РФ.
Он отец двоих детей.
Рафик Ашрафович - человек очень харизматичный, прекрасный организатор. В 2011 году создал башкирский курултай (Региональную общественную организацию башкир Забайкальского края). Организует культурномассовые мероприятия, религиозные и национальные праздники. Первыми помощниками в осуществлении этих проектов стали его родные братья, сестры и земляки Шайгарданова (Хромышева) Зəрийə Минеғалиевна, Мифтахов Хасан Тимерханович, Кинебаев Рустам Марсович и многие другие, а при жизни и супруга Таисия Ивановна. Потомок славного рода мин, Рафик агай серьёзно увлекается историей башкирского народа. Отдельная тема его исследований - отступление башкирских отрядов в Маньчжурию в период Гражданской войны. Ведь их путь пролегал через эти места.
- Как известно, в марте 1919 года Заки Валиди подписал Соглашение с Советской властью о предоставлении башкирам автономии.
Оно предусматривало переход башкирских частей на сторону «красных». Но не все согласились с этим решением. Братья Габделхай и Харун Курбангалиевы увели своих людей - почти 5 тысяч человек в Сибирь. С боями отступили до самого Забайкалья и южнее Читы. Преодолев несколько тысяч километров, нашли спасение за рубежом.
В Чите руководители беженцев встретились с атаманом Семеновым. Он был настроен весьма дружелюбно, говорил, что знает и уважает башкир. В начале апреля 1920 года в боях с «красными» погибает Харун. Формально он числился командиром, но войском командовал Габдельхай. После ряда боёв башкиры ушли за кордон. Дальнейшая жизнь Габдельхая Курбангалиева была весьма насыщенной. Он построил мечеть и медресе в Токио. Был выслан из Японии, а в 1945 году арестован спецслужбами СССР. Отсидел 10 лет в тюрьме. Стал имамомхатибом Центральной мечети города Челябинска. Умер в 1978 году.
Вот уже много лет Рафик Ашрафович по крупицам выискивает в архивах сведения о судьбе этих башкирских беженцев. Много документов найдено, но, безусловно, впереди его ждет ещё много открытий. Неутомимый человек, руководитель забайкальского курултая, подполковник Рафик Абузгильдин всегда в строю, всегда в поисках. Пожелаем же ему удачи!
Когда Рафик Абузгильдин приезжает в родной Башкортостан он спешит встретиться со своими земляками, выслушать их, узнать о том, что их заботит. К сожалению, часто это приводит его к грустным размышлениям.
- Когда я приехал домой, то услышал многочисленные жалобы земляков, что в аулах выкачивают нефть, обещали людям провести газ, но при этом три аула не газифицированы, нет дорог, земля продаётся посторонним людям. Земля покрыта нефтяными вышками, из недр выкачиваются ценные ресурсы, повсюду горит природный газ. Народ ничего не имеет от этих богатств.
Наши родовые земли отдаются фактически за бесценок. Земли в Каменке переданы москвичам, а ведь это наши земли, где мы планируем разводить лошадей и развивать этнотуризм. Я слышал, что сенокосные угодья в деревнях Балгажы, Алдар собираются продавать. Если они достанутся чужим людям, наши земляки останутся без работы, без средств к существованию.
Где косить траву, заготавливать сено, чем кормить скот? Считаю, что это недопустимо. Сейчас нашими землями пользуется хлебная компания, кто-то богатеет, а наши люди не могут зарабатывать, вынуждены искать работу. Кто же распоряжается достоянием народа по своему корыстному усмотрению? Почему бы не возродить совхозы - государственные хозяйства, чтобы люди работали на государство, имели стабильный заработок. Богатствами башкирской земли пользуются чужие люди, возможно даже иностранцы, которые обогащаются за счёт них. Даже знаменитую кумысолечебницу в Шафраново отдали в частные руки. Вопросов очень много, - поясняет Рафик Ашрафович.- Башкиры, верные своему долгу воевали за страну с самих истоков её становления в надежде на совместное лучшее будущее, процветание страны, но они жестоко ошиблись. Нищие стали сверхогатыми, у башкир от Великого Башҡортостана остался маленький кусочек, вотчинные права отняты, они должны быть восстановлены, Большой Башҡортостан должен стать единым. Я бы очень хотел побывать на съезде рода Мин, послушать какие вопросы будут обсуждаться земляками, какие предлагаются пути решения. Сложившаяся ситуация меня удивляет, она оскорбительна для башкир, которые имели свои земли и остались без всего. Для них не построили даже нормальную дорогу. Люди не только лишаются своих земель, но и фактически не разговаривают на родном языке. Находясь в Уфе, бывая в административных учреждениях, я здоровался с земляками по-башкирски, а они смотрели на меня удивлёнными глазами. Даже на БСТ башкиры не видят в необходимом количестве программ на родном языке, что за издевательство над родным башкирским языком? Разве можно так? Эта ситуация требует внимания со стороны государства.
Нияз Алсынбаев.