Мухарлям Гильмитдинович Каримов – ветеран строительной отрасли, свидетель многих исторических событий. Накануне главного праздника Башкортостана мы публикуем его размышления о некоторых этапах большого пути, которые он прошёл вместе с республикой.
Профессионалами становятся
Мухарлям Гильмитдинович Каримов родился в апреле 1931 года (запись о рождении была сделана только 30 июня) в деревне Мурадымово Кугарчинского района Башкирской АССР. В 1936-1937 годах у старших братьев научился читать и писать. В 1938 году его приняли в первый класс, третий и четвертый класс окончил уже в войну.
– В годы войны мы, дети, стали главными «действующими лицами» в тылу.
Все жизненные заботы, оставленные нашими отцами, братьями, легли на детские плечи. Пришлось пахать, сеять, убирать урожай, молотить и сдавать зерно в заготовительные пункты – в Мраково, Мелеузе и в Стерлитамаке, добираясь туда на конных повозках...
В августе 1948 года его, среди других таких же молодых ребят – посланцев комсомола Кугарчинского района направили на строительство железной дороги Ишимбаево-Тюльган.
– В конце 1949 года завершили прокладку железной дороги от Ишимбаево до Кумертау по временной схеме. Мосты на больших реках обошли эстакадой из свай, – рассказывает Мухарлям Гильмитдинович. – В честь этого события к нам приезжал тогдашний первый секретарь Башкирского обкома ВКП(б) Сабир Вагапов, поздравил нас, строителей, наградил почётной грамотой и дал имя будущему городу угольщиков – Кумертау.
Отработав два года на стройке, в 1950 году Каримов поступил учиться в мелеузовскую автошколу, и, проучившись три месяца, получил удостоверение стажера. В Мелеузе его приняли на работу на стройучасток ПЧСтр-2.
После службы в армии, в 1955 году Мухарлям Гильмитдинович окончил курсы механиков-комбайнеров и был распределен в Стерлитамакский зерносовхоз на должность механика-комбайнера. В совхозе он встретил свою будущую жену Фаварию Абубакировну Гизатуллину. В ноябре 1955 года начал работать в Уфе, в конторе механизации треста №21. В 1970 году Каримов получил высшее образование, а в 1972 году пришёл работать в трест БНЗС, заместителем начальника СУ-6. 1 августа 1973 года вышел на работу в УПТК треста БНЗС в качестве инженера-диспетчера на центральный комплектовочный участок. С трестом БНЗС, которому в нынешнем году исполняется 75 лет, связан, пожалуй, самый продуктивный этап в жизни и трудовом пути Мухарляма Гильмитдиновича. В УПТК БНЗС он прошёл славный трудовой путь, став впоследствии главным инженером УПТК.
Стройки и люди
– Это было время больших свершений, – вспоминает Мухарлям Гильмитдинович. – Закончили строительство Торгового центра «Башкирия» в городе Уфе. Строители впервые использовали башенный кран грузоподъемностью 30 тонн, одноразовые опалубки в ЖБЗ1 для производства ригелей. 16 августа 1989 г. заложили камень под фундамент строительства мечети «Ляля - Тюльпан» в Черниковке. Управляющий трестом Михаил Гаврилович Старцев назначил меня ответственным за поставку всех стройматериалов на этот объект. После того как мечеть достроили, верховный муфтий Талгат Таджуддин присвоил Старцеву звание «имама», а мне вручил значок с изображением мечети.
Мухарляму Гильмитдиновичу довелось встретить на своём жизненном пути немало людей, чьи имена сегодня стали достоянием истории нашей республики, которые могли бы стать настоящими образцами, примером для будущих поколений.
В ожидании начала демонстрации в честь Октябрьской Революции.
На переднем плане управляющий трестом «Башнефтезаводстрой»
М.Г. Старцев, главный инженер УПТК треста БНЗС М.Г. Каримов
и мастер цеха металлоконструкции УПТК С.П. Князев. г. Уфа
– После возвращения со службы в Советской Армии, во второй половине ХХ века, мне и моим коллегам довелось работать под руководством настоящего корифея и самородка Зии Нуриевича Нуриева. Проработав 12 лет на посту первого секретаря Башкирского обкома КПСС, он ушёл в Москву на повышение, став зампредом Совмина СССР А.Н. Косыгина, оставив после себя достойную смену.
Руководителем республики стал Мидхат Закирович Шакиров, великий труженик, человек с огромным жизненным и производственным опытом. Он был директором завода, главным инженером треста «Востокнефтезаводстрой», в этой должности практически пешком прошёл в резиновых сапогах весь Советский Союз, продолжает Мухарлям Каримов. – Мидхат Закирович лично курировал многие строящиеся объекты, среди них – здание обкома партии на улице Тукаева или КГБ на улице Чернышевского в Уфе. Он досконально знал состояние дел на объектах, в любой момент мог позвонить любому из управляющих трестами. Мидхат Закирович был мудрым и справедливым руководителем. Уроки толерантности и трудолюбия я получил у управляющего трестом БНЗС Гильмана Фаткулловича Асадуллина.
Мухарлям Гильмитдинович уверен, что жителям Башкортостана повезло в том плане, что среди руководителей республики практически не было случайных людей. Не случайно, все они с особым уважением относились к строителям.
Одним из таких созидателей, безусловно, стал первый президент Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов. Ему довелось возглавить республику в период хаоса «лихих девяностых». Во время парада суверенитетов Рахимов своей мудрой политикой стремился сделать Башкортостан благополучной процветающей республикой в составе многонациональной России. Известен случай, когда представители соседнего Татарстана обсуждали с ним возможность объединения и политической независимости, вплоть до образования самостоятельного государства. Муртаза Губайдуллович отверг это предложение, сказав, что Башкортостан часть России, но будет всеми силами добиваться экономического суверенитета.
В период его президентства республика превратилась в большую строительную площадку. Шло масштабное дорожное строительство в отдалённых районах: Белорецком, Бурзянском районах, в деревни и сёла проводился газ. В этот период было построено Юмагузинское водохранилище, Уфа получила крупнейшую транспортную артерию – проспект Салавата Юлаева.
– Проспект Салавата Юлаева оказался для Уфы гораздо более полезным, чем метро, о котором много говорили. Проспект решил целый комплекс проблем столицы республики и не только транспортных. Сегодня невозможно представить Уфу без проспекта Салавата Юлаева, – полагает Мухарлям Каримов. – Главной задумкой Муртазы Губайдулловича было продолжение строительства проспекта Салавата Юлаева в северном направлении, вывод его до Благовещенска, а затем до Бирска.
– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей Башкортостана с Днём Республики, – говорит Мухарлям Гильмитдинович Каримов. – Желаю, чтобы наша республика активно развивалась, укреплялось её экономическое благополучие, строились новые дороги, благоустроенное жильё, социально значимые объекты, рос уровень жизни людей. Здоровья и благополучия всем, кто любит родной край, трудится на благо республики, делает всё, чтобы она процветала.
Резида Биккулова