Люди дела

Время больших свершений Размышления ветерана о масштабных стройках и развитии Башкортостана

Мухарлям Гильмитдинович Каримов – ветеран строительной отрасли, свидетель многих исторических событий. Накануне главного праздника Башкортостана мы публикуем его размышления о некоторых этапах большого пути, которые он прошёл вместе с республикой.
Профессионалами становятся
Мухарлям Гильмитдинович Каримов родился в апреле 1931 года (запись о рождении была сделана только 30 июня) в деревне Мурадымово Кугарчинского района Башкирской АССР. В 1936-1937 годах у старших братьев научился читать и писать. В 1938 году его приняли в первый класс, третий и четвертый класс окончил уже в войну.
– В годы войны мы, дети, стали главными «действующими лицами» в тылу.
Все жизненные заботы, оставленные нашими отцами, братьями, легли на детские плечи. Пришлось пахать, сеять, убирать урожай, молотить и сдавать зерно в заготовительные пункты – в Мраково, Мелеузе и в Стерлитамаке, добираясь туда на конных повозках...
В августе 1948 года его, среди других таких же молодых ребят – посланцев комсомола Кугарчинского района направили на строительство железной дороги Ишимбаево-Тюльган.
– В конце 1949 года завершили прокладку железной дороги от Ишимбаево до Кумертау по временной схеме. Мосты на больших реках обошли эстакадой из свай, – рассказывает Мухарлям Гильмитдинович. – В честь этого события к нам приезжал тогдашний первый секретарь Башкирского обкома ВКП(б) Сабир Вагапов, поздравил нас, строителей, наградил почётной грамотой и дал имя будущему городу угольщиков – Кумертау.
Отработав два года на стройке, в 1950 году Каримов поступил учиться в мелеузовскую автошколу, и, проучившись три месяца, получил удостоверение стажера. В Мелеузе его приняли на работу на стройучасток ПЧСтр-2.
После службы в армии, в 1955 году Мухарлям Гильмитдинович окончил курсы механиков-комбайнеров и был распределен в Стерлитамакский зерносовхоз на должность механика-комбайнера. В совхозе он встретил свою будущую жену Фаварию Абубакировну Гизатуллину. В ноябре 1955 года начал работать в Уфе, в конторе механизации треста №21. В 1970 году Каримов получил высшее образование, а в 1972 году пришёл работать в трест БНЗС, заместителем начальника СУ-6. 1 августа 1973 года вышел на работу в УПТК треста БНЗС в качестве инженера-диспетчера на центральный комплектовочный участок. С трестом БНЗС, которому в нынешнем году исполняется 75 лет, связан, пожалуй, самый продуктивный этап в жизни и трудовом пути Мухарляма Гильмитдиновича. В УПТК БНЗС он прошёл славный трудовой путь, став впоследствии главным инженером УПТК.
Стройки и люди
– Это было время больших свершений, – вспоминает Мухарлям Гильмитдинович. – Закончили строительство Торгового центра «Башкирия» в городе Уфе. Строители впервые использовали башенный кран грузоподъемностью 30 тонн, одноразовые опалубки в ЖБЗ1 для производства ригелей. 16 августа 1989 г. заложили камень под фундамент строительства мечети «Ляля - Тюльпан» в Черниковке. Управляющий трестом Михаил Гаврилович Старцев назначил меня ответственным за поставку всех стройматериалов на этот объект. После того как мечеть достроили, верховный муфтий Талгат Таджуддин присвоил Старцеву звание «имама», а мне вручил значок с изображением мечети.
Мухарляму Гильмитдиновичу довелось встретить на своём жизненном пути немало людей, чьи имена сегодня стали достоянием истории нашей республики, которые могли бы стать настоящими образцами, примером для будущих поколений.
http://delomirb.ru/images/22.09.2020/4-1.jpg
В ожидании начала демонстрации в честь Октябрьской Революции.
На переднем плане управляющий трестом «Башнефтезаводстрой»
М.Г. Старцев, главный инженер УПТК треста БНЗС М.Г. Каримов
и мастер цеха металлоконструкции УПТК С.П. Князев. г. Уфа
– После возвращения со службы в Советской Армии, во второй половине ХХ века, мне и моим коллегам довелось работать под руководством настоящего корифея и самородка Зии Нуриевича Нуриева. Проработав 12 лет на посту первого секретаря Башкирского обкома КПСС, он ушёл в Москву на повышение, став зампредом Совмина СССР А.Н. Косыгина, оставив после себя достойную смену.
Руководителем республики стал Мидхат Закирович Шакиров, великий труженик, человек с огромным жизненным и производственным опытом. Он был директором завода, главным инженером треста «Востокнефтезаводстрой», в этой должности практически пешком прошёл в резиновых сапогах весь Советский Союз, продолжает Мухарлям Каримов. – Мидхат Закирович лично курировал многие строящиеся объекты, среди них – здание обкома партии на улице Тукаева или КГБ на улице Чернышевского в Уфе. Он досконально знал состояние дел на объектах, в любой момент мог позвонить любому из управляющих трестами. Мидхат Закирович был мудрым и справедливым руководителем. Уроки толерантности и трудолюбия я получил у управляющего трестом БНЗС Гильмана Фаткулловича Асадуллина.
Мухарлям Гильмитдинович уверен, что жителям Башкортостана повезло в том плане, что среди руководителей республики практически не было случайных людей. Не случайно, все они с особым уважением относились к строителям.
Одним из таких созидателей, безусловно, стал первый президент Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов. Ему довелось возглавить республику в период хаоса «лихих девяностых». Во время парада суверенитетов Рахимов своей мудрой политикой стремился сделать Башкортостан благополучной процветающей республикой в составе многонациональной России. Известен случай, когда представители соседнего Татарстана обсуждали с ним возможность объединения и политической независимости, вплоть до образования самостоятельного государства. Муртаза Губайдуллович отверг это предложение, сказав, что Башкортостан часть России, но будет всеми силами добиваться экономического суверенитета.
В период его президентства республика превратилась в большую строительную площадку. Шло масштабное дорожное строительство в отдалённых районах: Белорецком, Бурзянском районах, в деревни и сёла проводился газ. В этот период было построено Юмагузинское водохранилище, Уфа получила крупнейшую транспортную артерию – проспект Салавата Юлаева.
– Проспект Салавата Юлаева оказался для Уфы гораздо более полезным, чем метро, о котором много говорили. Проспект решил целый комплекс проблем столицы республики и не только транспортных. Сегодня невозможно представить Уфу без проспекта Салавата Юлаева, – полагает Мухарлям Каримов. – Главной задумкой Муртазы Губайдулловича было продолжение строительства проспекта Салавата Юлаева в северном направлении, вывод его до Благовещенска, а затем до Бирска.
– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей Башкортостана с Днём Республики, – говорит Мухарлям Гильмитдинович Каримов. – Желаю, чтобы наша республика активно развивалась, укреплялось её экономическое благополучие, строились новые дороги, благоустроенное жильё, социально значимые объекты, рос уровень жизни людей. Здоровья и благополучия всем, кто любит родной край, трудится на благо республики, делает всё, чтобы она процветала.
http://delomirb.ru/images/22.09.2020/4-2.jpg
Резида Биккулова