Москва увидела Булата Имашева в 1930 году на Олимпиаде искусств народов СССР. Башкирский театр драмы привез на этот смотр спектакль, поставленный по самой знаменитой пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Столичную публику сразу привлекла игра артиста, создавшего образ Фрондосо. Возраст, внешность, темперамент исполнителя полностью совпадали с авторской характеристикой его персонажа — сельского парня, который, защищая честь своей девушки, бесстрашно вступил в схватку с командором Гомесом, всесильным владельцем селения Фуэнте Овехуна. Актер поразил зрителей статной фигурой, обаятельным лицом, притягательной силой звучания мягкого голоса, выразительной пластикой и декоративным жестом. Зал зашелестел программами — зрители искали фамилию того, кто безоговорочно завоевал их симпатии первым же появлением на сцене.
Сцена из спектакля “Аршин мал алан” (второй справа - режиссер спектакля и актер Булат Имашев)
Строки из его автобиографии:
«Я, Имашев Тимер-Булат Губайдуллович, родился в 1908 году в семье крестьянина-середняка деревни Азнаево Белебеевского уезда, ныне Бижбулякского района БАССР. Мой отец до Октябрьской социалистической революции был выбран волостным старшиной, после революции продолжал работать в волисполкоме, а в 1927 году стал членом колхоза. После смерти моей матери у меня началась тяжелая жизнь: испортились отношения с мачехой и отцом. И однажды я с товарищем ночью убежал из дома.
Это было в январе 1920 года. Мы пешком добрались до города Стерлитамак».
Поступок для 12-летнего подростка отчаянный и довольно рисковый, если учесть, что в стране еще шла Гражданская война, на дворе зима, а до Стерлитамака, куда направились беглецы, 160 километров. Смело шагнув в самостоятельную жизнь, Булат спустя какое-то время перебирается из Стерлитамака в Оренбург, где поступает в Башкирский педагогический техникум, размещавшийся тогда в знаменитом Караван-Сарае, построенном в первой половине ХIХ века на средства башкирского народа. Это учебное заведение выпустило из своих стен немало будущих известных писателей, деятелей культуры республики. Так, здесь училась ровесница Булата Зайнаб Биишева, ставшая классиком башкирской литературы. В те же аудитории ходили в свои юные годы поэт и ученый Габдулла Амантай и писатель-сатирик и юморист Сагит Агиш. Кстати, именно Сагит Агиш даст впоследствии, пожалуй, самую точную, самую краткую и емкую оценку этого человека, сказав:
«Булат Имашев обладал важным для творческой личности качеством — дерзновением. Для него никогда не существовало слово «невозможно». Это не было пустым сумасбродством. Он всегда чувствовал огромную ответственность за доверенное ему дело».
Учась два года в педтехникуме, Булат принимает участие в художественной самодеятельности и в постановках Оренбургского татарского городского театра драмы. В 1923 году он перебирается в Уфу, устраивается на работу в типографию и продолжает участвовать в художественной самодеятельности.
Строки из автобиографии:
«В 1926 году поступаю в театральный техникум в Уфе. Вскоре меня включили в штат Башкирского государственного театра драмы. Днем учусь в техникуме, вечером работаю в театре. В 1927 году впервые готовлю роль Незнамова в пьесе Островского «Без вины виноватые»
В 1929 году меня назначают режиссером театра. В этом году ставлю пьесу «Славное время» Р. Ишмуратова. В этой пьесе играю роль главного героя — Виля. В 1930 году заканчиваю техникум на отлично, получаю квалификацию актера и режиссера. И в каждом сезоне ставлю по 2-3 пьесы...С 1934 года начинаю преподавать актерское мастерство в техникуме искусств, что обязывает меня упорно работать над собой и теоретически, поэтому с 1935 по 1939 годы я учусь на заочном отделении режиссерского факультета при театре-вузе, окончил три курса...».
«Славное время» - первая самостоятельная постановка режиссера Имашева — натуралистическая производственная драма из жизни фабричных работниц. После нее была поставлена комедия Карима Тинчурина «Казанское полотенце». В ней, по словам искусствоведа Суюндука Саитова, режиссер пофантазировал и повеселился подчеркнуто откровенными любовными похождениями молодых людей, устраивающих свидания в мечети. Обе постановки поразили публику гротесковыми декорациями и неожиданностью сценических решений. Имашев сочленял картины и эпизоды произведения, заимствуя метод монтажа аттракционов Мейерхольда — Эйзенштейна. И в дальнейшем Имашев продолжал опыты и поиски в технике сценического экспрессионизма. Тем не менее, режиссерское искусство мастера питалось принципиальными обретениями родного театра, куда пришла и пустила корни система К.С. Станиславского. Идеи великого реформатора театра, его концепция о задаче, сверхзадаче и сверхсверхзадаче, которые должен ставить перед собой актер при создании образа своего персонажа, обогатили не только Имашева-режиссера. Но и Имашеваисполнителя. Любая исполненная им роль — это был живой, конкретный человек, он входил в сознание зрителя как реально существующий и был для него незабываем. Профессионалы сцены особо выделяли в образах Булата Имашева интеллектуальные качества. Вот свидетельство его однокурсника по техникуму искусств Валиахмета Галимова, известного актера, режиссера и драматурга, Заслуженного артиста РСФСР, Народного и Заслуженного артиста БАССР, родного брата знаменитого Хазиахмета Бухарского: «Он увлекал зрителей своими монологами. А очаровывал мыслью, заключенной в образе. Булат Имашев, как никто другой, умел демонстрировать силу ума, богатство мысли своего героя. Вынужденный выступать в пьесах, часто малодостойных его дарования, Булат Имашев стремился преодолеть посредственность литературного текста мощью своего таланта, изобретательностью своего искусства».
Строки из автобиографии:
«В 1937 году меня назначают художественным руководителем Башкирского государственного академического театра драмы, ставлю «Любовь Яровую» Тренева (играю роль Ярового), «Ташкындар» Т. Гиззатова (играю роль Мирвали).
В 1939 году меня переводят во вновь организованный оперный театр директором-главным режиссером где ставлю «Аршин мал алан» Гаджибекова, оперу «Евгений Онегин» Чайковского и первую башкирскую оперу «Хакмар» М. Валеева, «Качки» Жиганова, одновременно работаю актером, режиссером и художественным руководителем в академическом театре. В 1940 году работаю над постановкой спектакля «Мэргэн» для Декады башкирского искусства в Москве».
До Имашева в истории театральной жизни республики не было прецедента, чтобы драматический режиссер брался за постановку оперного спектакля. А вот Булат Губайдуллович взялся решить еще более трудную задачу. Ему предстояло сначала создать на голом месте сам оперный театр, то есть сформировать коллектив артистов, оркестр и хор, привлечь к написанию опер и балетов композиторов и драматургов. И он сумел сделать все это в течение первого же года своего директорства в оперном. А за пять лет работы поставил восемь опер, в том числе «Евгения Онегина» Чайковского, «Хакмар» М. Валеева по драме С. Мифтахова, музыкальную комедию «Аршин мал алан» У. Гаджибекоова, которые имели огромный успех. Пораженный многогранными способностями и феноменальными результатами артистической, режиссерской и организаторской деятельности Имашева, композитор, Народный артист СССР, РСФСР, БАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Загир Исмагилов заявил,что подобного человека он в своей жизни больше не встречал. - Булат, не имея музыкального образования, благодаря своему редкостному таланту поставил замечательные музыкальные спектакли, - сказал маститый композитор. - Я его считаю Немировичем-Данченко, Станиславским башкирского искусства.
О том, как был поставлен первый национальный балет «Журавлиная песнь», вспоминает балерина, Народная артистка СССР и РСФСР, Заслуженная артистка РСФСР И БАССР Зайтуна Насретдинова. - Во время войны Ленинградский театр оперы и балета и хореографическое училище, где мы учились, находились в Перми, - пишет она. - Булат Губайдуллович с нами вылетел в Пермь, чтобы мы позанимались там у наших педагогов. И он договорился с директором Кировского театра насчет постановки балета к 23 февраля 1944 года - к 25-летию Башкирской республики. Балетмейстер Нина Александровна Анисимова и наши педагоги приехали к нам в Башкирию. Юбилей республики был торжественно отмечен. Кроме балета, педагоги с нами подготовили концертные номера. Все прошло на высоком уровне.
Попутно заметим, что именно этот балет с Зайтуной Насретдиновой в главной роли увидел в свое время десятилетний мальчик Рудольф Нуреев и был так потрясен искусством балерины и красотой спектакля в целом, что это зрелище предопределило всю дальнейшую судьбу гениального танцовщика ХХ века.
В том же 1944 году Булат Имашев неожиданно освобождается от должности директора театра оперы и балета. Но это его нисколько не огорчает, напротив, радует, так как административно-хозяйственные заботы сильно тормозили творческую деятельность. В своем дневнике по этому поводу он запишет 5 ноября 1944 года: «Мое освобождение от директорства — это счастье для искусства и для меня. Начинает сбываться моя творческая мечта актера, режиссера и педагога. Я люблю свой театр, за него все отдам, люблю актеров, работников театра». И вот, как ирония судьбы, еще одно событие того же года: награждение его орденом Трудового Красного Знамени.
В разгар Великой Отечественной войны ему было поручено организовать в Учалах колхозно-совхозный театр. И за эту работу Имашев принимается с присущей ему энергией, обивает пороги различных высоких инстанций, решая вопросы своего нового детища. Вместе с подругой жизни — талантливым театральным художником Галией Имашевой — он создает театр из одаренных участников художественной самодеятельности, в течение короткого времени вошедший в число лучших театральных коллективов республики.
Кипучая жизнь Булата Имашева при невыясненных обстоятельствах обрывается в товарном вагоне, когда он по делам ехал из Учалов в Уфу. Трагедия произошла 12 апреля 1946 года.
Как завещание потомкам воспринимается следующая его запись в дневнике: «Время все расставит по своим местам. Я отдал театру душу, дарованный мне талант и всю жизнь. Я сыграл более пятидесяти ролей. Кто-то меня даже назвал «Качаловым» башкирского театра. Мне удалось поставить два десятка драматических и восемь оперных спектаклей. В равной степени я обращался к мировым классическим традициям и к национальному творческому наследию. Я шел по пути сотворения красоты, любви и добра. Обращаюсь к вам, дорогие потомки, пусть продолжится этот путь!».
Жители села Азнаево свято чтят память своего великого земляка. Здесь, на малой родине Булата Имашева, есть улица, парк и школа его имени, на средства родственников Булата Губайдулловича построен и содержится музей - замечательное просторное здание, в экспозициях которого представлены уникальные реликвии, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося актера и режиссера, одного из родоначальников национального театра Башкортостана. Есть улица Булата Имашева и в райцентре - селе Бижбуляк. А вот в Уфе такой улицы почему-то до сих пор нет. Нет и мемориальной доски с его именем на здании Башкирского государственного театра оперы и балета.
Его жизнь, жизнь Булата Губайдулловича Имашева, как вспышка яркой звезды и по сей день горит в сердцах людей.
Строки из его автобиографии:
«Я, Имашев Тимер-Булат Губайдуллович, родился в 1908 году в семье крестьянина-середняка деревни Азнаево Белебеевского уезда, ныне Бижбулякского района БАССР. Мой отец до Октябрьской социалистической революции был выбран волостным старшиной, после революции продолжал работать в волисполкоме, а в 1927 году стал членом колхоза. После смерти моей матери у меня началась тяжелая жизнь: испортились отношения с мачехой и отцом. И однажды я с товарищем ночью убежал из дома.
Это было в январе 1920 года. Мы пешком добрались до города Стерлитамак».
Поступок для 12-летнего подростка отчаянный и довольно рисковый, если учесть, что в стране еще шла Гражданская война, на дворе зима, а до Стерлитамака, куда направились беглецы, 160 километров. Смело шагнув в самостоятельную жизнь, Булат спустя какое-то время перебирается из Стерлитамака в Оренбург, где поступает в Башкирский педагогический техникум, размещавшийся тогда в знаменитом Караван-Сарае, построенном в первой половине ХIХ века на средства башкирского народа. Это учебное заведение выпустило из своих стен немало будущих известных писателей, деятелей культуры республики. Так, здесь училась ровесница Булата Зайнаб Биишева, ставшая классиком башкирской литературы. В те же аудитории ходили в свои юные годы поэт и ученый Габдулла Амантай и писатель-сатирик и юморист Сагит Агиш. Кстати, именно Сагит Агиш даст впоследствии, пожалуй, самую точную, самую краткую и емкую оценку этого человека, сказав:
«Булат Имашев обладал важным для творческой личности качеством — дерзновением. Для него никогда не существовало слово «невозможно». Это не было пустым сумасбродством. Он всегда чувствовал огромную ответственность за доверенное ему дело».
Учась два года в педтехникуме, Булат принимает участие в художественной самодеятельности и в постановках Оренбургского татарского городского театра драмы. В 1923 году он перебирается в Уфу, устраивается на работу в типографию и продолжает участвовать в художественной самодеятельности.
Строки из автобиографии:
«В 1926 году поступаю в театральный техникум в Уфе. Вскоре меня включили в штат Башкирского государственного театра драмы. Днем учусь в техникуме, вечером работаю в театре. В 1927 году впервые готовлю роль Незнамова в пьесе Островского «Без вины виноватые»
В 1929 году меня назначают режиссером театра. В этом году ставлю пьесу «Славное время» Р. Ишмуратова. В этой пьесе играю роль главного героя — Виля. В 1930 году заканчиваю техникум на отлично, получаю квалификацию актера и режиссера. И в каждом сезоне ставлю по 2-3 пьесы...С 1934 года начинаю преподавать актерское мастерство в техникуме искусств, что обязывает меня упорно работать над собой и теоретически, поэтому с 1935 по 1939 годы я учусь на заочном отделении режиссерского факультета при театре-вузе, окончил три курса...».
«Славное время» - первая самостоятельная постановка режиссера Имашева — натуралистическая производственная драма из жизни фабричных работниц. После нее была поставлена комедия Карима Тинчурина «Казанское полотенце». В ней, по словам искусствоведа Суюндука Саитова, режиссер пофантазировал и повеселился подчеркнуто откровенными любовными похождениями молодых людей, устраивающих свидания в мечети. Обе постановки поразили публику гротесковыми декорациями и неожиданностью сценических решений. Имашев сочленял картины и эпизоды произведения, заимствуя метод монтажа аттракционов Мейерхольда — Эйзенштейна. И в дальнейшем Имашев продолжал опыты и поиски в технике сценического экспрессионизма. Тем не менее, режиссерское искусство мастера питалось принципиальными обретениями родного театра, куда пришла и пустила корни система К.С. Станиславского. Идеи великого реформатора театра, его концепция о задаче, сверхзадаче и сверхсверхзадаче, которые должен ставить перед собой актер при создании образа своего персонажа, обогатили не только Имашева-режиссера. Но и Имашеваисполнителя. Любая исполненная им роль — это был живой, конкретный человек, он входил в сознание зрителя как реально существующий и был для него незабываем. Профессионалы сцены особо выделяли в образах Булата Имашева интеллектуальные качества. Вот свидетельство его однокурсника по техникуму искусств Валиахмета Галимова, известного актера, режиссера и драматурга, Заслуженного артиста РСФСР, Народного и Заслуженного артиста БАССР, родного брата знаменитого Хазиахмета Бухарского: «Он увлекал зрителей своими монологами. А очаровывал мыслью, заключенной в образе. Булат Имашев, как никто другой, умел демонстрировать силу ума, богатство мысли своего героя. Вынужденный выступать в пьесах, часто малодостойных его дарования, Булат Имашев стремился преодолеть посредственность литературного текста мощью своего таланта, изобретательностью своего искусства».
Строки из автобиографии:
«В 1937 году меня назначают художественным руководителем Башкирского государственного академического театра драмы, ставлю «Любовь Яровую» Тренева (играю роль Ярового), «Ташкындар» Т. Гиззатова (играю роль Мирвали).
В 1939 году меня переводят во вновь организованный оперный театр директором-главным режиссером где ставлю «Аршин мал алан» Гаджибекова, оперу «Евгений Онегин» Чайковского и первую башкирскую оперу «Хакмар» М. Валеева, «Качки» Жиганова, одновременно работаю актером, режиссером и художественным руководителем в академическом театре. В 1940 году работаю над постановкой спектакля «Мэргэн» для Декады башкирского искусства в Москве».
До Имашева в истории театральной жизни республики не было прецедента, чтобы драматический режиссер брался за постановку оперного спектакля. А вот Булат Губайдуллович взялся решить еще более трудную задачу. Ему предстояло сначала создать на голом месте сам оперный театр, то есть сформировать коллектив артистов, оркестр и хор, привлечь к написанию опер и балетов композиторов и драматургов. И он сумел сделать все это в течение первого же года своего директорства в оперном. А за пять лет работы поставил восемь опер, в том числе «Евгения Онегина» Чайковского, «Хакмар» М. Валеева по драме С. Мифтахова, музыкальную комедию «Аршин мал алан» У. Гаджибекоова, которые имели огромный успех. Пораженный многогранными способностями и феноменальными результатами артистической, режиссерской и организаторской деятельности Имашева, композитор, Народный артист СССР, РСФСР, БАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Загир Исмагилов заявил,что подобного человека он в своей жизни больше не встречал. - Булат, не имея музыкального образования, благодаря своему редкостному таланту поставил замечательные музыкальные спектакли, - сказал маститый композитор. - Я его считаю Немировичем-Данченко, Станиславским башкирского искусства.
О том, как был поставлен первый национальный балет «Журавлиная песнь», вспоминает балерина, Народная артистка СССР и РСФСР, Заслуженная артистка РСФСР И БАССР Зайтуна Насретдинова. - Во время войны Ленинградский театр оперы и балета и хореографическое училище, где мы учились, находились в Перми, - пишет она. - Булат Губайдуллович с нами вылетел в Пермь, чтобы мы позанимались там у наших педагогов. И он договорился с директором Кировского театра насчет постановки балета к 23 февраля 1944 года - к 25-летию Башкирской республики. Балетмейстер Нина Александровна Анисимова и наши педагоги приехали к нам в Башкирию. Юбилей республики был торжественно отмечен. Кроме балета, педагоги с нами подготовили концертные номера. Все прошло на высоком уровне.
Попутно заметим, что именно этот балет с Зайтуной Насретдиновой в главной роли увидел в свое время десятилетний мальчик Рудольф Нуреев и был так потрясен искусством балерины и красотой спектакля в целом, что это зрелище предопределило всю дальнейшую судьбу гениального танцовщика ХХ века.
В том же 1944 году Булат Имашев неожиданно освобождается от должности директора театра оперы и балета. Но это его нисколько не огорчает, напротив, радует, так как административно-хозяйственные заботы сильно тормозили творческую деятельность. В своем дневнике по этому поводу он запишет 5 ноября 1944 года: «Мое освобождение от директорства — это счастье для искусства и для меня. Начинает сбываться моя творческая мечта актера, режиссера и педагога. Я люблю свой театр, за него все отдам, люблю актеров, работников театра». И вот, как ирония судьбы, еще одно событие того же года: награждение его орденом Трудового Красного Знамени.
В разгар Великой Отечественной войны ему было поручено организовать в Учалах колхозно-совхозный театр. И за эту работу Имашев принимается с присущей ему энергией, обивает пороги различных высоких инстанций, решая вопросы своего нового детища. Вместе с подругой жизни — талантливым театральным художником Галией Имашевой — он создает театр из одаренных участников художественной самодеятельности, в течение короткого времени вошедший в число лучших театральных коллективов республики.
Кипучая жизнь Булата Имашева при невыясненных обстоятельствах обрывается в товарном вагоне, когда он по делам ехал из Учалов в Уфу. Трагедия произошла 12 апреля 1946 года.
Как завещание потомкам воспринимается следующая его запись в дневнике: «Время все расставит по своим местам. Я отдал театру душу, дарованный мне талант и всю жизнь. Я сыграл более пятидесяти ролей. Кто-то меня даже назвал «Качаловым» башкирского театра. Мне удалось поставить два десятка драматических и восемь оперных спектаклей. В равной степени я обращался к мировым классическим традициям и к национальному творческому наследию. Я шел по пути сотворения красоты, любви и добра. Обращаюсь к вам, дорогие потомки, пусть продолжится этот путь!».
Жители села Азнаево свято чтят память своего великого земляка. Здесь, на малой родине Булата Имашева, есть улица, парк и школа его имени, на средства родственников Булата Губайдулловича построен и содержится музей - замечательное просторное здание, в экспозициях которого представлены уникальные реликвии, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося актера и режиссера, одного из родоначальников национального театра Башкортостана. Есть улица Булата Имашева и в райцентре - селе Бижбуляк. А вот в Уфе такой улицы почему-то до сих пор нет. Нет и мемориальной доски с его именем на здании Башкирского государственного театра оперы и балета.
Его жизнь, жизнь Булата Губайдулловича Имашева, как вспышка яркой звезды и по сей день горит в сердцах людей.