Фатих Имашев
За несколько месяцев до своей гибели в мае 1945 года, майор Фатих Губайдуллович Имашев написал последнее письмо своему брату, знаменитому деятелю башкирского театрального искусства Тимер-Булату Имашеву. Волей обстоятельств, это письмо так и не дошло до адресата. Майор Фатих Имашев, словно предчувствуя гибель, беспокоился о судьбе сыновей. Он хотел, чтобы они стали полезными Родине и его мечты сбылись: Рашит и Фаниль Имашевы выросли достойными людьми, приобрели известность и уважение. Как жаль, что до этих дней не дожили их отец и дядя…
Фатих Губайдуллович Имашев родился в 1917 году в селе Азнаево Миякинского района (ныне Бижбулякский район РБ) в семье крестьянина-середняка. Его отец, Губайдулла Ахметзакиевич, до Октябрьской революции был волостным старшиной Илькульминской волости Белебеевского уезда. Он хорошо умел читать по-русски и единственный в селе выписывал газету «Искра». После 1917 года продолжал работать в волостном исполкоме.
В 1927 году стал членом колхоза, где трудился до последних лет жизни. Отца не стало в 1932 году.
Мать Гайния Фазелрахмановна Имашева (Хасанова) родом из села Баязитово Миякинского района. Она славилась своим умением ткать красивые паласы, украшенные национальным орнаментом, игравшие всеми цветами радуги. Не случайно многие сельчане именно у неё заказывали приданое для своих дочерей. Этому искусству у неё учились многие местные девушки. Ткачество – работа кропотливая, кроме того Гайния Имашева любила выращивать цветы, которых в её доме было великое множество. Губайдулла Имашев благодаря своей супруге тоже всегда выделялся среди односельчан своим нарядным видом. Когда он выезжал на праздники в соседние сёла, тройку лошадей и его тарантас украшали красивые паласы.
Тяга к прекрасному, умение творить, видеть красоту в повседневном, передались её внукам Рашиту и Фанилю – будущим художнику и архитектору.
За несколько месяцев до своей гибели в мае 1945 года, майор Фатих Губайдуллович Имашев написал последнее письмо своему брату, знаменитому деятелю башкирского театрального искусства Тимер-Булату Имашеву. Волей обстоятельств, это письмо так и не дошло до адресата. Майор Фатих Имашев, словно предчувствуя гибель, беспокоился о судьбе сыновей. Он хотел, чтобы они стали полезными Родине и его мечты сбылись: Рашит и Фаниль Имашевы выросли достойными людьми, приобрели известность и уважение. Как жаль, что до этих дней не дожили их отец и дядя…
Фатих Губайдуллович Имашев родился в 1917 году в селе Азнаево Миякинского района (ныне Бижбулякский район РБ) в семье крестьянина-середняка. Его отец, Губайдулла Ахметзакиевич, до Октябрьской революции был волостным старшиной Илькульминской волости Белебеевского уезда. Он хорошо умел читать по-русски и единственный в селе выписывал газету «Искра». После 1917 года продолжал работать в волостном исполкоме.
В 1927 году стал членом колхоза, где трудился до последних лет жизни. Отца не стало в 1932 году.
Мать Гайния Фазелрахмановна Имашева (Хасанова) родом из села Баязитово Миякинского района. Она славилась своим умением ткать красивые паласы, украшенные национальным орнаментом, игравшие всеми цветами радуги. Не случайно многие сельчане именно у неё заказывали приданое для своих дочерей. Этому искусству у неё учились многие местные девушки. Ткачество – работа кропотливая, кроме того Гайния Имашева любила выращивать цветы, которых в её доме было великое множество. Губайдулла Имашев благодаря своей супруге тоже всегда выделялся среди односельчан своим нарядным видом. Когда он выезжал на праздники в соседние сёла, тройку лошадей и его тарантас украшали красивые паласы.
Тяга к прекрасному, умение творить, видеть красоту в повседневном, передались её внукам Рашиту и Фанилю – будущим художнику и архитектору.
В семье Имашевых было 4 мальчика: Булат, Сагарьяр, Фатих и Анвар. Младший Анвар погиб в раннем возрасте: когда встречал стадо, на него напал бык. Спасти ребёнка не удалось. Сагарьяр стал врачом, был врачом Кигинского района. Фатих работал в школе, женился на красавицеучительнице Сагиде из соседней деревни Исламгулово. У них родились 2 сына – Рашит и Фаниль. Вскоре в счастливую семейную жизнь ворвалась война, и 24-летний Фатих Имашев был призван Миякинским райвоенкоматом на фронт.
Самым долгожданным подарком в тылу были письма с фронта. От Фатиха Имашева частенько приходили треугольные письма жене и тёте – сестре матери Хадии Имашевой, которая фактически стала для него и братьев второй мамой. Писал он и старшему брату Булату, работавшему в те годы директором объединенных театров - тетра оперы и балета и драмы в г. Уфа. Когда в ноябре 1944 года Булат Губайдуллович уехал в г. Учалы, создавать колхозно-совхозный театр – связь прервалась. Но письма с фронта шли на его прежнее место работы – в г. Уфа, в театр на улицу Ленина.
Эти проникновенные письма не забыты, сегодня они стали историческим документом, свидетельством эпохи: с ними может ознакомиться любой желающий.
Последнее письмо, написанное Фатихом Имашевым своему брату, передала племяннице – главному редактору газеты «Деловой мир Башкортостана» Резиде Биккуловой (Имашевой) супруга выдающегося артиста и режиссёра, заслуженный работник культуры БАССР Галия Шакировна Имашева. Сегодня оно находится в с. Азнаево, в музее им. Булата Имашева. Вот эти простые, не оставляющие читателя равнодушным строки:
«Добрый день, брат Булат и Галия!
Шлю Вам с далекого Западного фронта горячий гвардейский привет! От Вас ни одного письма, Вам пишу уже четвёртое. Брат, только вчера мы вышли с обороны, может быть завтра снова в бой, будем добивать врага в собственной берлоге. В жизни может быть всякое, вдруг погибну, но Вы не забывайте, вспоминайте. Брат Булат, если погибну в бою за Родину, прошу в будущем не бросать мою семью и особенно двоих сыновей – Рашита и Фаниля. Учите их,в будущем пусть они станут полезными Родине, как и я.
Прощайте! Желаю Вам достижений, еще больших успехов в своей работе, жить и быть счастливыми.
С приветом, твой брат Имашев 15.01.1945 г. Прощайте, не забывайте!»
Самым долгожданным подарком в тылу были письма с фронта. От Фатиха Имашева частенько приходили треугольные письма жене и тёте – сестре матери Хадии Имашевой, которая фактически стала для него и братьев второй мамой. Писал он и старшему брату Булату, работавшему в те годы директором объединенных театров - тетра оперы и балета и драмы в г. Уфа. Когда в ноябре 1944 года Булат Губайдуллович уехал в г. Учалы, создавать колхозно-совхозный театр – связь прервалась. Но письма с фронта шли на его прежнее место работы – в г. Уфа, в театр на улицу Ленина.
Эти проникновенные письма не забыты, сегодня они стали историческим документом, свидетельством эпохи: с ними может ознакомиться любой желающий.
Последнее письмо, написанное Фатихом Имашевым своему брату, передала племяннице – главному редактору газеты «Деловой мир Башкортостана» Резиде Биккуловой (Имашевой) супруга выдающегося артиста и режиссёра, заслуженный работник культуры БАССР Галия Шакировна Имашева. Сегодня оно находится в с. Азнаево, в музее им. Булата Имашева. Вот эти простые, не оставляющие читателя равнодушным строки:
«Добрый день, брат Булат и Галия!
Шлю Вам с далекого Западного фронта горячий гвардейский привет! От Вас ни одного письма, Вам пишу уже четвёртое. Брат, только вчера мы вышли с обороны, может быть завтра снова в бой, будем добивать врага в собственной берлоге. В жизни может быть всякое, вдруг погибну, но Вы не забывайте, вспоминайте. Брат Булат, если погибну в бою за Родину, прошу в будущем не бросать мою семью и особенно двоих сыновей – Рашита и Фаниля. Учите их,в будущем пусть они станут полезными Родине, как и я.
Прощайте! Желаю Вам достижений, еще больших успехов в своей работе, жить и быть счастливыми.
С приветом, твой брат Имашев 15.01.1945 г. Прощайте, не забывайте!»
Рашит Имашев (слева) и Салават Гайсин. Два друга, их отцы Фатих Имашев и Хурмат Гайсин погибли на войне
«Когда я прочла это письмо, меня словно ударило током. До того пронзительными оказались строки, написанные скорее всего в перерыве между боями, – вспоминает Резида Биккулова. – Я сразу вспомнила дневник Булата Имашева, в котором он обращался к потомкам, вспомнила «Фронтовой дневник» своего отца Адгама Карамовича Имашева, 42 года проработавшего директором Азнаевской общеобразовательной школы, где он обращается молодому поколению. Судя по письму, уже тогда майор Фатих Губайдуллович Имашев предчувствовал свое скорое расставание с жизнью».
Боевой офицер, прошедший с боями всю войну, командир роты, майор Фатих Имашев погиб спустя несколько месяцев. Он пал смертью храбрых 4 мая, когда над рейхстагом в Берлине уже четыре дня развевалось Красное Знамя Победы, и оставалось всего четыре дня до подписания акта о полной капитуляции фашисткой Германии. Двое его детей – Рашит и Фаниль, остались без кормильца. Жизнь Булата Имашева трагически оборвалась весной 1946 года. Братьям так и не суждено было встретиться.
«Когда пришел с фронта мой отец, Адгам Карамович Имашев, он принял самое активное участие в судьбе сыновей Фатиха Имашева. Их мать Сагида в то время работала в соседней школе и воспитанием мальчиков занималась бабушка, – вспоминает Резида Адгамовна Биккулова. – Отец решил их устроить в школу-интернат №1 г.Уфы. Государство как раз в то время занималось с детьми сиротами. Братья успешно окончили интернат, поступили в московские вузы, достигли успехов в жизни».
Рашит Фатихович Имашев стал знаменитым художником. Его творчество стало одним из слагаемых богатейшего потенциала башкирского и татарского изобразительного искусства. Живописец, монументалист, мастер книжной и журнальной графики, автор свыше тысячи произведений изобразительного искусства. Его работы украшают музеи Башкортостана, Татарстана, России, стран СНГ и зарубежных государств, экспонировались более чем на 30 выставках. Когда в боях за Берлин погиб его отец, мальчику едва исполнилось 6 лет. Творческое начало на генетическом уровне заложенное бабушкой и родителями, проявилось у него в ранние годы. Маленький Рашит рос шустрым, любознательным, наблюдательным. В кармане его всегда были мел, уголь. Взобравшись на гору, что напротив деревни, на огромных камнях рисовал картины.
Боевой офицер, прошедший с боями всю войну, командир роты, майор Фатих Имашев погиб спустя несколько месяцев. Он пал смертью храбрых 4 мая, когда над рейхстагом в Берлине уже четыре дня развевалось Красное Знамя Победы, и оставалось всего четыре дня до подписания акта о полной капитуляции фашисткой Германии. Двое его детей – Рашит и Фаниль, остались без кормильца. Жизнь Булата Имашева трагически оборвалась весной 1946 года. Братьям так и не суждено было встретиться.
«Когда пришел с фронта мой отец, Адгам Карамович Имашев, он принял самое активное участие в судьбе сыновей Фатиха Имашева. Их мать Сагида в то время работала в соседней школе и воспитанием мальчиков занималась бабушка, – вспоминает Резида Адгамовна Биккулова. – Отец решил их устроить в школу-интернат №1 г.Уфы. Государство как раз в то время занималось с детьми сиротами. Братья успешно окончили интернат, поступили в московские вузы, достигли успехов в жизни».
Рашит Фатихович Имашев стал знаменитым художником. Его творчество стало одним из слагаемых богатейшего потенциала башкирского и татарского изобразительного искусства. Живописец, монументалист, мастер книжной и журнальной графики, автор свыше тысячи произведений изобразительного искусства. Его работы украшают музеи Башкортостана, Татарстана, России, стран СНГ и зарубежных государств, экспонировались более чем на 30 выставках. Когда в боях за Берлин погиб его отец, мальчику едва исполнилось 6 лет. Творческое начало на генетическом уровне заложенное бабушкой и родителями, проявилось у него в ранние годы. Маленький Рашит рос шустрым, любознательным, наблюдательным. В кармане его всегда были мел, уголь. Взобравшись на гору, что напротив деревни, на огромных камнях рисовал картины.
Рашит Фатихович Имашев
Достигнув больших высот и известности, Рашит Фатихович не забывал родную республику, часто приезжал туда, где прошли его детство и юность, встречался со школьниками, выступал перед земляками, проводил выставки.В один из своих визитов живописец передал в дар Миякинскому филиалу Башкирского государственного художественного музея им.М.В. Нестерова 15 своих картин. В другой раз подарил 3 картины, посвященные поэту-гуманисту Мифтахетдину Акмулле: «Детство», «Джигит», «Последняя молитва» – своеобразный триптих, отражающий разные периоды его жизни. Произведение «Детство» – проникновенный рассказ о юности М. Акмуллы. Художник изобразил его верхом, а рядом – жеребенок, как бы связывающий метафорическим языком привязанность поэта к своим корням, к своей земле.
Народный художник Татарстана, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Рашит Имашев в 2006 году стал лауреатом премии имени М. Акмуллы. Совет муниципального района Миякинский район присудил художнику премию за художественное воплощение образа выдающегося поэта — просветителя.
Возможно, работая над этими образами, художник вспоминал и своё детство.
Не случайно, каждый год он старался приезжать на родину. Он был очень благодарен Адгаму Карамовичу за то, что тот увез его с братом из деревни и устроил в интернат. Часто вспоминал о лишениях, которые мальчишки пережили в опалённом войной детстве. Чтобы накормить себя они уже начали работать пастухами, кто знает, как бы сложилась их судьба, если бы не помощь и участие родного человека. В трудные послевоенные годы Рашит и Фаниль жили у Адгама Имашева хотя у того в семье было 6 сестер, мать Хадия, супруга Халима и 5 своих детей.
Рашит Фатихович видел в Адгаме Карамовиче, который заменил ему отца, одного из самых близких людей. С ним и другими родственниками, делился он своими успехами в творчестве, звал дядю в Казань в гости, ведь сам он не всегда мог приехать, работал очень много, писал прекрасные картины, которые всегда подписывал «Имаш».
Народный художник Татарстана, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Рашит Имашев в 2006 году стал лауреатом премии имени М. Акмуллы. Совет муниципального района Миякинский район присудил художнику премию за художественное воплощение образа выдающегося поэта — просветителя.
Возможно, работая над этими образами, художник вспоминал и своё детство.
Не случайно, каждый год он старался приезжать на родину. Он был очень благодарен Адгаму Карамовичу за то, что тот увез его с братом из деревни и устроил в интернат. Часто вспоминал о лишениях, которые мальчишки пережили в опалённом войной детстве. Чтобы накормить себя они уже начали работать пастухами, кто знает, как бы сложилась их судьба, если бы не помощь и участие родного человека. В трудные послевоенные годы Рашит и Фаниль жили у Адгама Имашева хотя у того в семье было 6 сестер, мать Хадия, супруга Халима и 5 своих детей.
Рашит Фатихович видел в Адгаме Карамовиче, который заменил ему отца, одного из самых близких людей. С ним и другими родственниками, делился он своими успехами в творчестве, звал дядю в Казань в гости, ведь сам он не всегда мог приехать, работал очень много, писал прекрасные картины, которые всегда подписывал «Имаш».
Его брат Фаниль, после окончания московского архитектурного института, по направлению поехал в г. Братск. Много лет работал главным архитектором этого сибирского города. Вернувшись в Башкортостан, он работал архитектором в проектном институте «Башкиргражданпроект».
Братьев, как и многих в семье Имашевых, и, конечно же, самого яркого представителя этого рода – Булата Имашева, объединяло стремление создавать красоту, любовь к искусству, творчеству. Они умели видеть красоту, чувствовать и творить, пусть каждый по-своему. Тонко чувствовать прекрасное, созидать и творить, сыновей учила их мать Гайния Фазелрахмановна. Она помогала им увидеть и понять красоту национальных орнаментов. Дети очень восприимчивы к прекрасному, они росли и видели какие удивительные паласы создаёт мать, удивлялись, как играет в ее руках веретено, какие краски она добавляет к каждой нити. Булат Имашев затаив дыхание наблюдал за каждым движением рук матери. На его глазах, цветы на окне, ковыли на родных просторах, переносились на рисунок ковра. Частицы этой красоты он тоже вплёл в созданные им художественные образы, они нашли отражение в жизни и свершениях новых поколений семьи Имашевых. Если бы Фатих Имашев дожил до наших дней, то увидел бы, что сбылась его заветная мечта, которую он выразил в письме к брату – дети не потерялись в этой жизни, Родина может гордиться ими.
Братьев, как и многих в семье Имашевых, и, конечно же, самого яркого представителя этого рода – Булата Имашева, объединяло стремление создавать красоту, любовь к искусству, творчеству. Они умели видеть красоту, чувствовать и творить, пусть каждый по-своему. Тонко чувствовать прекрасное, созидать и творить, сыновей учила их мать Гайния Фазелрахмановна. Она помогала им увидеть и понять красоту национальных орнаментов. Дети очень восприимчивы к прекрасному, они росли и видели какие удивительные паласы создаёт мать, удивлялись, как играет в ее руках веретено, какие краски она добавляет к каждой нити. Булат Имашев затаив дыхание наблюдал за каждым движением рук матери. На его глазах, цветы на окне, ковыли на родных просторах, переносились на рисунок ковра. Частицы этой красоты он тоже вплёл в созданные им художественные образы, они нашли отражение в жизни и свершениях новых поколений семьи Имашевых. Если бы Фатих Имашев дожил до наших дней, то увидел бы, что сбылась его заветная мечта, которую он выразил в письме к брату – дети не потерялись в этой жизни, Родина может гордиться ими.