Наш сайт использует куки
Продолжая им пользоваться, вы соглашатесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Наш сайт использует куки
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.

НАСЛЕДИЕ КОЧЕВНИКОВ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Деятельность Николая Николаевича Григорьева связана с сохранением
и продвижением исторического наследия родной республики. С 2011 г.
он занимается разработкой научно-проектной документации по
сохранению памятников истории и культуры. Директор Евразийского
музея кочевых цивилизаций Н.Н. Григорьев рассказал нам о своей
работе.
ТЕКСТ

Беседовала Резида Имашева

Фото
Пресс-служба Визит-центра Евразийского музея кочевых цивилизаций
– Как появилась идея возведения музея кочевых цивилизаций?

Идея реализации проекта принадлежит Главе республики Радию Хабирову,
которую он высказал, побывав в мавзолее Тура-хана, который от силы
посещали 7 тыс. человек в год, поскольку он был в непрезентабельном
состоянии.
Радий Фаритович обратил внимание на то, что объект постепенно
разрушается и предложил создать рядом с ним музейно-выставочный
комплекс, посвященный истории народов степной Евразии.
Кроме того, рассказать о великих империях, материальной и духовной
культуре кочевников, в музеях нашей страны этой теме уделено мало
внимания. При этом 15% населения современной России – это тюркоязычные и монголоязычные народы, но ни одного полноценного музея, посвященного этой теме, нигде не существует.
Поэтому тема актуальна, а ландшафтная зона евразийской степи – огромна.
Идея Главы Башкортостана была анонсирована на открытии культурно-
музейного комплекса Шульган-Таш в 2022 г. Тогда и была привлечена наша
команда под руководством Д.А. Гайнуллина и проект развивается до
нынешнего дня.
– Почему Вам интересна эта тема?

– Родом я из Михайловки Хайбуллинского района, история моих предков,
которые работали на Преображенском медеплавильном заводе, насчитывает почти 300 лет. Я и мои родственники выросли в башкирской среде, поэтому не знать башкирский язык было просто невозможно, позже я окончил историко-филологический факультет Сибайского института БГУ.
Возможно, это удивительно для многих людей, но на той территории, где мы выросли, учились и работали, большого разрыва между культурой
башкирской и русской просто нет. У нас фактически с первого курса
института была археологическая практика. За более чем 15 лет объехали всю республику с археологическими разведками, и для нас она как единое целое, мы локальных различий между районами уже не видим, сильно погружены в историческую тематику и знание языка воспринимаю нормально.
– Ваше хобби?

– История, археология. С 2007 г. работали на различных памятниках, могильниках, поселениях, копали, проводили археологические разведки. С 2009 г., мы, будучи студентами, устроились в Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия под руководством Д.А. Гайнуллина. На базе НПЦ мы росли и развивались как специалисты, многие теперь работают самостоятельно.
С 2013 г. подключились к продвижению пещеры Шульган-Таш в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Восемь лет мы занимались проектом создания музея и модернизации системы управления этого палеолитического памятника.
– Что было дальше?

– После его завершения в 2022 г., когда музей был официально открыт, нашу команду перебросили на Евразийский музей кочевых цивилизаций. Тема истории кочевых народов, их потомков нам близка. Это очень масштабный проект, он предполагает, что мы совершенно с новой стороны раскроем историю Степной полосы и Азии.
– Что представляет музей из себя на данном этапе?

– Под реализацию проект выделено 77 га. Пока возведен визит-центр «Тура-хан», где размещаются экспозиционный и обеденный залы. Рядом с ним – пешеходная тропа с уклоном пять градусов, чтобы несложно было подниматься к самому мавзолею. Сделаем маршрут кольцевым, чтобы люди могли подниматься к мавзолею, проходить на Малый Кэшэнэ и возвращаться обратно визит-центр.
– А в перспективе?

– Второй этап строительства начнется летом текущего 2025 г. Площадь визит-центра составляет около 650 кв. метров, по эскизному проекту основное здание музея в 27 тыс. кв. м. будет находиться к западу от визит-центра, в 600 м. за холмом. Основная идея проектирования заключается в том, чтобы не нарушить композиционно-видовую связь между мавзолеем и окружающим ландшафтом. Поэтому все здания будут приземленные, но огромные по площади. Построенный визит-центр, не мешает восприятию самого мавзолея.
– Экскурсии уже проводятся?

– Да, хотя визит-центр это общественное пространство, это пока еще не музей в полном смысле этого понятия. Там нет оригинальных экспонатов, его предназначение – подготовить аудиторию к тому, для чего создаётся этот большой Евразийский музей кочевых цивилизаций.
У нас была главная задача, посмотреть, заинтересуются ли люди этой темой? Результат налицо, с июля 2024 г. (с открытия визит-центра), до начала февраля 2025 г. нас посетили уже 86 тыс. человек. То есть, людям тема очень интересна.
Экскурсии проводят научные сотрудники, что позволяет посетителям получить более глубокие знания от специалистов в области истории и археологии. Также проводятся лекции, концерты и другие мероприятия, чтобы привлечь больше людей и сделать пространство комфортным для посещения.
– Как со своими задачами справились строители?

– На данном этапе – успешно. Проектировщикам из проектного бюро «Архтамга» и строителям из сибайского ООО «Контур»совместно с ООО «Габбро» под руководством Тажитдинова Нура Азаматовича, как руководителя проекта, удалось разработать и на практике воплотить приземленное здание сложной конструкции в стиле деконструктивизма, не перекрывающее вид на мавзолей. Все элементы здания создавались по индивидуальным чертежам, без использования типовых решений. Применены только экологически чистые материалы, которые сочетаются со степной растительностью: дерево, стекло, металл и немного бетона.
Рабочие-строители, были в основном местными жителями, которые осознавали, что создают объект на века, для потомков. Сейчас ведется поиск артефактов и воссоздание реплик предметов быта кочевых народов, многие из которых связаны с лошадью, для использования в экспозициях.

– Надеюсь, что все запланированное, будет возведено качественно и в срок, и поможет раскрыть, в том числе, исторический потенциал нашей республики, будет способствовать привлечению туристов со всего мира, – отметил Николай Николаевич.
ТЕГИ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ